Мусоргский — писатель-драматург
Автор статьи — М. С. Пекелис
Перед вокальной музыкой всегда стояла проблема создания целостного произведения, в котором органически слиты слово и музыка. В области романса творческая практика решала ее во многих случаях высокохудожественно; вспомним вокальные пьесы Бетховена, Шуберта, Шумана, Глинки, Даргомыжского, Бородина, Римского-Корсакова, Чайковского на слова Гёте, Гейне, Пушкина, Лермонтова... Несравненно сложнее обстояло дело в сфере оперы. Здесь синтетические произведения, в которых творчески ставились задачи подлинного единства,- возникали не так уж часто. Большая часть опер создавалась но стандарту сложившегося в ту или иную эпоху жанра, и композиторы, как правило, не сосредоточивались на специальных драматургических проблемах. Один из путей преодоления возникавших трудностей оперная культура XIX—XX веков видела в объединении в одном лице автора либретто и автора музыки. Однако в истории западноевропейской оперы подобные случаи оказались единичными. Рихард Вагнер — выдающийся поэт и гениальный композитор — хоть и величайшее, но одно из немногих исключений. Единичность таких фактов, вероятно, объясняется редким совпадением в одном человеке качеств, необходимых для подобного синтетического творческого процесса.
Тем удивительнее, что русская музыка в пору ее расцвета и творческих исканий дает ряд примеров совмещения композиторских и литературных опытов. Русские композиторы сами создавали сценарии, либретто, сочиняли слова отдельных оперных номеров и самостоятельных вокальных пьес.
Глинка составил обстоятельные планы «Ивана Сусанина» и «Руслана и Людмилы». Сюжетное окончание, сценарий и значительная часть текста оперы «Русалка» принадлежат самому Даргомыжскому. Либретто «Князя Игоря» — плод научного и литературного труда Бородина, а половина его зрелых романсов написана на собственные слова. Чайковский является автором сценария и во многом текста «Евгения Онегина». Переписка же Петра Ильича с братом по поводу либретто «Пиковой дамы» показывает, чем обязано последнее самому композитору. Поэтическое творчество Чайковского проявилось и в вокальной лирике. Под инициалами NN он скрыл литературное авторство некоторых своих романсов. Велик труд сценариста и автора либретто, вложенный и Римским-Корсаковым в его оперное наследие.
Но создание текстов для собственных опер и многих романсов было доведено до определенного принципа, пожалуй, только у Мусоргского. Являясь гениальным композитором, он несомненно обладал и литературной одаренностью.
Действительно, если не считать «Женитьбы» — оперы, замысел которой носил специфический характер,— либретто всех остальных своих сценических произведений Мусоргский писал самостоятельно.
И в песенном творчестве важный момент зрелости композитора, полной кристаллизации его народно-демократических идей отмечен появлением значительного собственного текста — «Светика Савишны».
Всю свою недолгую жизнь Мусоргский в той или иной форме тянулся к литературному творчеству. К самостоятельному сочинению текстов Мусоргского побудило стремление дать новым художественным идеям наиболее полное, правдивое и гармоничное воплощение в слагающих произведение элементах — образно-словесном и музыкальном.