«Хованщина». Сюжет
Опера состоит из пяти действий; четвертое делится на две картины. Вступление к опере — «Рассвет на Москве-реке» — рисует утро следующего дня после расправы со сторонниками новых реформ.
Первое действие происходит на Красной площади. Утренний стрелецкий дозор вспоминает грозные события прошедшего дня, рассказ о которых высечен на столбе.
Когда дозор уходит, боярин Шакловитый — приверженец царевны Софьи — диктует подьячему донос о том, что стрелецкий воевода Иван Хованский собирается «мутить по всей Руси Великой», а на царстве Московском посадить сына, Хованского Андрея. Московские пришлые люди, заставляющие подьячего прочесть, что написано на столбе, приходят в ужас. Слышен звук приближающихся стрелецких труб: под величальное славление «творит обход» князь Иван Хованский. После ухода Хованского со свитой на сцену вбегает лютеранка Эмма, которую преследует влюбленный Андрей Хованский. Эмму спасает прежняя возлюбленная Андрея, раскольница Марфа. Возвращается Хованский со свитой; он гневается на сына, защищающего лютеранку, и только вмешательство Досифея останавливает разгорающийся конфликт.
Второе действие происходит в доме князя Голицына. Вечер. Голицын читает любовное письмо царевны Софьи; но он не уверен ни в ее преданности, ни в своей судьбе. Пришедшая по его просьбе гадалка — Марфа — предсказывает ему опалу и заточение в дальнем краю; князь напуган. Появляется Хованский, затем Досифей; они должны обдумать положение, рассчитать силы. Однако им трудно договориться — у них нет единства. Хованскому милы старые порядки, Голицын же, склонный к контактам с Европой, сетует на несмываемую с Руси «ржавчину татарскую». Досифей, с трудом остановивший спор князей о знатности и заслугах, упрекает Хованского в потворстве стрелецкому пьянству и разгулу, Голицына — в пристрастии к европейским обычаям. Сам же он уповает на святую веру народа как на главную силу преобразования Руси. Входит Шакловитый и передает от имени царевны Софьи, что до Петра дошел донос на Хованских; их велено сыскать.
Третье действие происходит в Стрелецкой слободе, в Замоскворечье. В сопровождении толпы проходят с песнопением черноризцы-монахи. Оставшаяся одна Марфа напевает протяжную песню «Исходила младешенька»; она не в силах побороть свою любовь к Андрею Хованскому. Незаметно подкравшаяся и подслушавшая эту «греховную» светскую песню фанатичная раскольница Сусанна злобствует и грозит Марфе раскольничьим судом. Входящий Досифей вступается за Марфу и прогоняет Сусанну. Марфа хочет погибнуть в огне вместе с возлюбленным; Досифей утешает и уводит ее. Появляется Шакловитый; его беспокоят тревожные мысли о злосчастной судьбине родины. Лихая песня стрельцов заставляет его скрыться. Вбегают стрелецкие жены и с плачем-причитанием набрасываются на загулявших пьяных мужей: «Ах, окаянные пропойцы, ах, колобродники отпетые!» Кузька-стрелец в ответ им заводит под балалайку «Песню про сплетню». На кульминационном гребне сцены — мощном хоровом припеве стрельцов — врывается перепуганный лепет подьячего, прибежавшего с известием о том, что приближаются рейтары и петровцы. Мгновенно меняется настроение стрельцов. Робко просят они заступничества у Хованского — «Батя, батя, выйди к нам»; однако тот не хочет воевать против Петра и советует стрельцам разойтись по домам и «спокойно ждать судьбы решения».
Четвертое действие делится на две картины. Первая картина происходит в трапезной палате, в хоромах Хованского. Крепостные девушки за рукоделием напевают песню «Возле речки на лужочке», однако хмурого Хованского это не веселит. Тогда они заводят плясовую «Гайдучка» — «Поздно вечером сидела, все лучинушка горела». Но не суждено развеяться мрачным предчувствиям князя Хованского: присланный Голицыным гонец предупреждает о надвигающейся беде неминучей. Чтобы отвлечься от гнетущих мыслей, Хованский велит позвать персидок. Их игры и пляски образуют балетный фрагмент, написанный в традициях классической русской оперы (польские танцы в «Иване Сусанине», восточные танцы в «Руслане»). Входит Шакловитый и передает приглашение якобы на совет к царевне Софье. Польщенный Хованский под величальную песню «Плывет, плывет лебедушка, ладу, ладу» собирается идти; но в дверях падает замертво, пораженный рукой убийцы. Шакловитый с саркастическим хохотом допевает прерванную величальную.
Действие второй картины происходит на площади перед собором Василия Блаженного в Москве. Под трагически-обреченную тему, уже звучавшую в сцене гадания Марфы, медленно следует колымага с опальным князем Голицыным. Марфа сообщает Досифею, что Совет великий во главе с Петром постановил окружить раскольничий скит. Досифей решается на самосожжение всех единоверцев и разрешает Марфе взять с собой Андрея Хованского — «не то ослабнет и не подвигнется». Входящий взволнованный Андрей ищет Эмму, проклиная Марфу. Но когда она рассказывает, что его отец изменнически убит, а стрельцов ожидает плаха, растерянный Андрей дает себя увести в надежное место. Марфа ведет его в скит. Хор прощающихся с жизнью стрельцов и завывания стрельчих прерываются словами петровского гонца о высочайшем помиловании. Обнаженно-ярко звучат фанфары преображенцев — петровской роты «потешных».
Пятое действие происходит в сосновом бору, в скиту раскольников. Досифей призывает единоверцев к молитве, дабы чистыми предстать перед богом: скит окружен — уйти раскольникам некуда. В ответ Досифею хор черноризцев и черноризок «Враг человеков» прославляет бога. Раскольники поджигают скит. Массовая сцена сменяется объяснением Марфы и Андрея. Марфа вспоминает свою любовь и радостно встречает смерть с возлюбленным. Петровское войско отступает при виде страшного костра.