«Хованщина»

...Народ хочется сделать: сплю и вижу его, ем и помышляю о нем, пью — мерещится мне он, он один цельный, большой, неподкрашенный и без сусального.
М. П. Мусоргский, из письма к И. Е. Репину

...В человеческих массах, как в отдельном человеке, есть тончайшие черты, ускользающие от хватки, черты никем не тронутые: подмечать и изучать их в чтении, в наблюдении, по догадкам, всем нутром изучать и кормить ими человечество, как здоровым блюдом, которого еще не пробовали. Вот задача-то! Восторг и присно восторг!
М. П. Мусоргский, из письма к В. В. Стасову

«Хованщину» Мусоргский начал обдумывать, едва закончив партитуру второй редакции «Бориса Годунова», летом 1872 года. Но если сначала работа «закипела», по выражению Мусоргского, так, как до этого «кипел» «Борис», то через некоторое время она была отложена композитором; лишь весной следующего года он вернулся к ней. Работая над оперой с большими перерывами, «Хованщину» Мусоргский писал до конца жизни, но успел почти дописать ее лишь в клавире; по словам автора, не хватало лишь «маленького кусочка в заключительной сцене самосожжения». Композитор хотел посоветоваться с друзьями о сценической технике его воплощения, но не успел: работу прервали болезнь и смерть. Докончил, инструментовал и отредактировал оперу Н. А. Римский-Корсаков.

В работе над «Хованщиной» неоценимой была помощь Стасова. И. Е. Репин вспоминал: «Владимир Васильевич так обожал „своего Мусорянина", что, просыпаясь иногда по утрам, от 3-х до 4-х часов, уже бывал атакован художественными и историческими мыслями — все это из тех же недр летописей, которых глубины он с такой страстью историка касался в подвалах манускриптов своего отдела Публичной библиотеки». Горячую благодарность за помощь и, главное, за поддержку и участие высказывал Мусоргский Стасову: «Я посвящаю Вам весь тот период моей жизни, когда будет создаваться „Хованщина"; не будет смешно, если я скажу: „посвящаю Вам себя самого и жизнь свою за этот период"»,— писал ему Мусоргский. Разделяя со Стасовым самое авторство, композитор называл «Хованщину» — «наша будущая опера».

Характерная для Мусоргского высочайшая требовательность к себе не допускала быстрого темпа в работе; композитор никогда не набрасывал эскизов, а записывал нотный текст только после долгого и глубокого обдумывания. Мусоргский пишет Стасовым: «До такой степени я становлюсь строгим к себе — уморительно... Выработка идет изрядная, шесть раз отмеришь и один раз отрежешь: нельзя иначе, таково что-то внутри сидящее подталкивает на строгость. Подчас рванешься, ан нет, стой! внутренний повар говорит, что суп кипит, но на стол подавать рано — жидок будет, может, придется еще какой корешок или соли подкинуть; ну повар лучше меня свое дело знает: жду. Зато уж попади только суп на стол — зубы съем».

В отличие от «Бориса», «Хованщина» не имела литературного первоисточника, и Мусоргский писал музыкальные фрагменты на собственный текст, соединяя их по намеченному сюжету.

Историческая эпоха, показанная в опере, для композитора была неизмеримо больше, чем фоном событий; это была сама идея — всплеск народной мощи, движение стихийной силы. Время хованщины предшествует царствованию Петра I. Уже при отце Петра, царе Алексее Михайловиче, царствовавшем с 1645 по 1676 год, начали пробиваться ростки тяги к прогрессу, к европейской культуре; но отживающий феодализм цепко держался за старые устои и быт, и бояре-землевладельцы яростно защищали старину. При Алексее Михайловиче произошел раскол и в православной церкви: сторонники патриарха Никона, никонианцы, отделились от старообрядцев-раскольников, защищавших в неприкосновенности старую веру. После смерти царя и правления его старшего сына, Федора Алексеевича, правившего всего шесть лет и умершего в 1682 году, на царство должен был вступить следующий сын, слабоумный Иоанн. Поэтому Земский собор обошел закон старшинства и избрал царем младшего сына Алексея Михайловича от второго брака — десятилетнего Петра. Практически же, опираясь на стрельцов, государством правила царевна Софья, старшая сестра Иоанна и Петра, сторонница старых порядков. Во время первого бунта стрельцов (в 1682 году) было перебито много бояр, слывших передовыми образованными людьми (Матвеев, Долгорукий, Языков, Нарышкин и др.). Воодушевленные победой, стрельцы во главе с князем Иваном Хованским почувствовали себя полными хозяевами в древней столице Руси — Москве; но Софья, опасаясь заговора против себя, в 1687 году казнила Хованского.

← в начало | дальше →