Творчество. «Могучая кучка»

Между тем работа Даргомыжского над «Каменным гостем» шла успешно и уже подходила к концу; однако и силы композитора угасали. Опасаясь, что не успеет закончить оперу, он попросил Кюи в случае своей смерти довести работу до конца, а Римского-Корсакова — инструментовать оперу. Напряженно работая, Даргомыжский не забывал интересоваться успехами своих молодых коллег.

Для исполнения в концерте РМО была принята Первая симфония Бородина, и подготовка к исполнению была связана с трудностями. На репетициях выявилось множество ошибок в оркестровых партиях симфонии, допущенных переписчиками. Стала очевидной и недостаточная техническая подготовленность оркестрантов к исполнению нового, непривычного по стилю сочинения. Первое исполнение симфонии Бородина состоялось 16 января 1869 года. Под управлением Балакирева оркестр справился со своей задачей, и премьера прошла хорошо. Балакиревцы очень хотели поделиться с Даргомыжским радостной вестью, но не решились потревожить тяжело больного человека поздно вечером, после концерта. А ранним утром следующего дня Даргомыжского не стало. Умер замечательный музыкант, в доме которого Мусоргский обрел свое призвание как композитор.

Посвящение «Великому учителю музыкальной правды — А. С. Даргомыжскому» стояло в рукописи песен Мусоргского «Колыбельная Еремушки» и «С няней». «Колыбельная Еремушки» написана на стихи Некрасова, но некрасовский текст здесь не звучит с той острой тоской и горькой иронией, как в «Калистрате». Основное настроение здесь — печальная покорность судьбе: «Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить, чтобы бедной сиротинушке беспечально век прожить». Это нежная, мягкая колыбельная, с мерцанием и зыбкой сменой минора и мажора: мать баюкает сына и мечтает о его счастье. Мелодия здесь настолько напевна, а интонации ее столь обобщены и как бы отфильтрованы — в них нет ничего случайного, линия проста и выразительна,— что это произведение звучит как подлинная народная песня.

Осенью 1869 года из-за интриг противников-консерваторов во главе с Фаминцыным и Зарембой Балакирев был отстранен от должности дирижера РМО. Сыграл свою роль здесь и независимый, бунтарский характер Балакирева: он попал в немилость великой княгини Елены Павловны оттого, что с достоинством отказался от поездки за границу (за ее счет) для совершенствования своего музыкального мастерства. Враги балакиревского кружка торжествовали.

Однако отставка Балакирева вызвала протест многих видных музыкантов, в том числе Берлиоза, Рубинштейна, Чайковского. Сам Балакирев, полный решимости к борьбе, организовал в сезоне 1869/70 года цикл концертов Бесплатной школы, причем открыл концертный сезон раньше, чем РМО. Борьба между конкурирующими организациями разгоралась. Но исход ее был предрешен: ведь балакиревская школа была бесплатной и выдержать конкуренцию с щедро субсидируемым Русским музыкальным обществом долго не могла, тем более что разгневанная на Балакирева покровительница РМО, великая княгиня, решила открыть Бесплатные классы хорового пения при консерватории. Учащимся в них были обещаны стипендии (а чтобы переманить певцов у Балакирева, стали даже устраивать для хористов бесплатный чай с бутербродами).

Поражение казалось неизбежным. Противники с новой силой ринулись на кучкистов. Профессор Фаминцын, тот самый, которому Мусоргский адресовал своего «Классика», подал в суд на Стасова за клевету в статье «Музыкальные лгуны». Суд оправдал автора статьи, так как на все обвинения Фаминцына он смог представить доказательства обоснованности своих суждений. Правда, за выражение «лгуны», определенное как брань в печати, Стасова оштрафовали на 25 рублей и подвергли домашнему аресту на неделю. Но процесс фактически проиграл Фаминцын, и именно ему пришлось уплатить судебные издержки.

← в начало | дальше →