Глава IV. Трагедия «Хованщины»
Тем не менее вся эта первая половина большой сцены выполняет важную сюжетно-драматургическую функцию, подготавливая новый, психологически глубокий поворот действия. «Незаметное» появление Марфы, решившее исход недоброй сцены Андрея с Эммой, обнажает сцепленье противоборствующих страстей. Марфа, безмерно любящая Андрея, отвергнута им ради миловидной лютерки, ненавидящей его. Спасая Эмму от бесчестья низменных преследований Андрея, она вызывает в нем глухую ярость, но не поддается ей.
Дивное ариозо Марфы «Так, так, княже, остался ты верен мне!..» (претворение речитатива в мелодии) выражает и нежность затаенной страсти, и душевное смятение, и неприступность сильного характера. Чутко отражен ее облик в партитуре Шостаковича: пение Марфы интонируют засурдиненные струнные, и легкое прикосновение литавр с арфами (на слабых долях такта) вносит тревожную прерывистость ритмического дыхания — в сдержанной, внешне спокойной речи раскольницы слышатся вздохи тоски:
Свободное развитие выразительно речитируемой темы-мелодии Марфы обвивается контрастным движением голосов — благодарной Эммы и негодующего Андрея (мотивная разработка их характеристик).
Ариозо естественно переходит в драматический терцет, в музыке которого властно парит вдохновенный мелос Марфы. Нарастает внутренняя напряженность сценического действия. Андрей грубо отталкивает, гонит прочь Марфу и невольно отступает, услышав горькую отповедь раскольницы: «Аль забыл ты присягу, князь...». Зарождается вторая проникновенная тема Марфы, тема ее тайных душевных мук (Andante mis-terioso; клавир, стр. 94, ср. пример 150).
Встревоженный и разъяренный Андрей бросается с ножом на Марфу, но внезапно блеснувший из-под ряски раскольницы нож отражает вероломный удар. И вновь возникает начальная тема-мелодия Марфы (реприза свободно построенной ариозной сцены). Теперь она звучит как предзнаменование страшной судьбы Андрея («Только не тот конец тебе я уготовила...»).
Фанфарное возвращение, после обхода по Москве, старого князя Хованского, сопутствуемого тем же величальным хором («Слава лебедю», Es-dur), служит преддверием драматического финала первого действия оперы. Увидев Марфу и Андрея с «красоткой белолицей», Хованский в изумлении останавливается. Эмма приглянулась ему, и он велит стрельцам «взять ее». Андрей заслоняет свою лютерку. Разгорается ссора, великолепно изображенная в музыке динамичной разработкой характерных мотивов своенравной темы князя-тараруя и молодеческой темы княжича (см. клавир, стр. 103—106). Стычка принимает мрачный оборот. Бессильный противиться самоуправству стрелецкого бати, Андрей в беспамятстве заносит нож над Эммой. Грозный окрик Досифея: «Стой! Бесноватые!..» — усмиряет необузданный нрав Хованских.
Драматический поворот действия в момент неожиданного явления Досифея прекрасно выражен в музыке двумя штрихами, сопряженными в резком контрасте: удар «тристановского» аккорда (c-es-ges-b) и усеченная хоральная секвенция («почто беснуетесь?» — в оркестре тромбоны и туба). Стрелецкое самовластье склоняется перед фанатизмом вождя раскольников. Эмма падает к его стопам, моля о спасении (повторяется ее ритурнель из предыдущей сцены, g-moll). Досифей поручает Марфе увести лютерку домой. В настороженной тишине перед поникшей толпой скорбно звучит монолог Досифея «Приопело время мрака и гибели душевной...» (свободно трактованная форма ариозо; es-moll):