Глава IV. Трагедия «Хованщины»
Партитура, выполненная Шостаковичем,— не обычное оркестровое переложение оперного клавира. Это симфоническое воплощение целостного замысла народной музыкальной драмы. Шостакович сохранил в неприкосновенной чистоте образный строй музыкальной речи Мусоргского. О купюрах или переделках тут не могло быть и речи. Чутко следуя тончайшим художественным намерениям автора, он сумел воссоздать в партитуре сложный мир идей и страстей «Хованщины», поэзию и правду мощной драматургии народных движений и человеческих характеров. Вникая в музыку Мусоргского, он постиг логику его самобытного творческого мышления и именно ею руководствовался в своей оркестровой транскрипции. В партитуре «Бориса» Шостакович еще кое-что пересочинил; в «Хованщине» он допускал лишь самые незначительные, чисто технические изменения и уточнения фактурного или тесситурного свойства; о том, как он восполнил недостающие страницы авторского клавира (заключение второго действия и эпилог), сказано будет далее, в тематическом обзоре оперы.
Партитура «Хованщины» (как и «Бориса Годунова») рассчитана на тройной состав современного симфонического оркестра — ресурсы выразительности обширные. Шостакович применяет их с мудрой скромностью мастера, нигде не щеголяя внешне эффектными приемами нарядного звучания (что Глинка не без иронии называл «кокетством» инструментовки и что так чуждо было Мусоргскому). Расширенный состав оркестра обусловлен не пышной модернизацией оперы, а закономерной необходимостью свободно располагать многообразием тембро-выразительных средств — этого требует и масштабность драматургии Мусоргского и психологическая емкость музыкальной речи.
Верный принципам реализма Мусоргского, Шостакович трактует оркестр как органичный элемент драмы. Концентрированность действия, правда выражения, человечественность звучания. Ничего лишнего, привходящего, нейтрально красивого. Все подчинено драматургическому единству большой многоплановой композиции. Оркестр — чуткий и мощный резонатор, усиливающий динамику конфликтного развития народной музыкальной драмы. С громадной выразительностью передает он в народных сценах стихийный порыв и напряженную сосредоточенность крестьянской толпы, мятежное буйство « покаянные мольбы обманутых стрельцов, грозную своим фанатизмом одержимость раскольников и — посреди противоречивых, противоборствующих движений масс — ясно вырисовывает характеры героев. Шостакович пользуется неистощимым разнообразием приемов и средств оркестровой выразительности; вместе с тем в каждой сцене, в каждом конкретном эпизоде чутко соразмеряет, согласовывает их выбор и применение с «вибрирующим» интонационным строем музыки Мусоргского,— в ней самой находя верное оркестровое решение вокально-сценических образов.
Простота решений — замечательная особенность новой партитуры «Хованщины». Это простота истинного художника, познавшего не только Лцедрость мастерства, но и суровую отраду самоограничения. Шостаковичу сродни эстетический аскетизм Мусоргского. Он умеет выявить и оттенить равное, наиболее существенное, довольствуясь подчас простейшими средствами и достигая ими полно/о соответствия авторскому замыслу. В оркестровых характеристиках действующих лип, в эмоционально насыщенных диалогах, ансамблях, сценах он Мастерски пользуется искусством светотени, сопоставлениями и контрастами чистых тембров, причем тембровые сочетания и наложения выполняют прежде всего драматургическую функцию; колорит — качество производное. По принципу тембровых антитез и сопоставлений — этого принципа придерживался Мусоргский — в партитуре «Хованщины» построены многие разнохарактерные оцены и эпизоды (например, сцена Шакловитого и подьячего в первом акте, «спор князей» — во втором, бурное объяснение Марфы с Сусанной, прощание Хованского со стрельцами — в третьем, драматические сцены Досифея и Марфы, Марфы и Андрея — в четвертом и пятом). В напряженном развертывании музыкально-сценического действия, где все более резко обозначается противоречивость стихийных движений народа, выразительная сила оркестровой драматургии получает мощный размах. Но интенсивность оркестра «Хованщины» (струнные — его гибко-подвижная опора) нигде не нарушает пластичности; красочность не стушевывает тончайших психологических подробностей образного развития.