Глава I. В боях за «Бориса»
Счастливою для русской музыки оказалась беседа Мусоргского с другом его, историком русской словесности Никольским, состоявшаяся осенью 1868 года в доме Людмилы Ивановны Шестаковой. Эта беседа положила начало замыслу оперы на сюжет пушкинского «Бориса Годунова», предложенный композитору Никольским. Он чутко угадал творческие устремления Мусоргского. Замысел сложился быстро и прочно, словно давно был взлелеян и обдуман, словно к нему именно рвалась душа художника. Он начал работу в октябре шестьдесят восьмого года, составляя либретто и сочиняя музыку. К середине ноября был готов Пролог (две картины), в декабре—все первое действие (две картины), а к лету следующего, Шестьдесят Девятого года написана была музыка всей оперы в первой — предварительной редакции. 15 декабря того же года Мусоргский завершил работу над партитурой.
Музыкально-сценическая композиция «Бориса Годунова» в предварительной редакции разделена была Мусоргским на четыре части (Пролог составлял первую часть). Вот ее драматургический план и общее содержание: I часть [Пролог].
Картина первая: Двор Новодевичьего монастыря («Зов Бориса на царство»).— Окончена 4 ноября 1868 года.
Картина вторая: Площадь в Кремле московском («Венчание Бориса»).— Окончена 14 ноября того же года.
II часть.
Картина первая: Келья в Чудовом монастыре.— Окончена 5 декабря 1868 года.
Картина вторая: Корчма на литовской границе.— Окончена в декабре того же года (точная дата в рукописи отсутствует).
III часть. Царский терем в Кремле. — Окончена 21 апреля 1869 года.
IV часть.
Картина первая: Площадь перед собором Василия Блаженного.— Окончена в ночь с 21 на 22 мая 1869 года.
Картина вторая. Грановитая палата в Кремле («Смерть Бориса»),— Окончена летом того же года (в партитуре — 15 декабря).
Так,в течение года с небольшим (октябрь 1868 — декабрь 1869) создана была историческая опера, воплотившая суровый облик народной драмы.
В этой, «предварительной», но, подчеркнем, вполне законченной по замыслу редакции «Бориса Годунова» нет всем теперь известного «польского акта», хотя материалы для «сцены у фонтана» были уже заготовлены Мусоргским. Он не использовал их в опере, быть может, полагая тогда, что «любовный элемент» рассредоточит напряженность музыкально-сценического развития народной драмы. Заметим, что Пушкин в своем «Борисе Годунове» первоначально думал обойтись без «любовной интриги». «Меня прельщала мысль о трагедии без любовной интриги,— писал он в набросках предисловия к «Борису Годунову»,— но, не говоря уже о том, что любовь весьма подходит романтическому и страстному характеру моего авантюриста, я заставил Дмитрия влюбиться в Марину, чтобы лучше оттенить ее необычный характер». Впоследствии и Мусоргский, расширяя и углубляя драматургический замысел оперы, «заставил Дмитрия влюбиться в Марину» и великолепно разработал большой «польский акт», но по-своему раскрыл его смысл в музыкально-сценической концепции драмы. Нет в предварительной редакции «Бориса Годунова» и знаменитой Сцены под Кромами. Кульминацией народного движения служила захватывающая драматизмом сцена на Красной площади перед собором Василия Блаженного. Опера заканчивалась смертью царя Бориса (последняя картина — Грановитая палата в Кремле).