Глава II. Новое время
Боевая музыкально-общественная деятельность балакиревского содружества началась, собственно, в период учения и напряженных творческих поисков. И началась успешно. Она одухотворялась идейной целеустремленностью, стимулировалась необычайной талантливостью молодых композиторов. Борьба резко сократила сроки развития, предельно усилив его интенсивность. Это обусловило быстрый подъем жизнедеятельности кружка, вовлекшей его в гущу общественного движения.
Разумеется, один кружок не мог самостоятельно разрешить все узловые проблемы музыкальной культуры современности. Но он смело и убежденно ставил эти проблемы, не пугался трудностей и ошибок, порой неизбежных, и не выпускал из рук инициативы. Первые творческие достижения и особенно первые успехи Бесплатной музыкальной школы окрыляли бала-киревцев. Они повели энергичный натиск на Русское музыкальное общество и консерваторию, которую считали (с тенденцией, однако не без основания) форпостом консерватизма и схоластики.
Атаки на только что открытый храм Евтерпы, во главе с прославленным Ант. Рубинштейном, многим казались проявлением нигилизма, подрывавшего основы профессионального музыкального образования. Но так только казалось. Несмотря на крайности субъективных высказываний (А. Серова и В. Стасова в особенности) объективный смысл борьбы заключался не в том, чтобы ниспровергнуть консерваторию, утвердив вместо нее Бесплатную школу: последняя не могла и не должна была заменить консерваторию. И как ни упорствовал тут Стасов, довольно скоро стало очевидно, что для процветания отечественного искусства необходимы и консерватории и бесплатные музыкальные школы, не говоря уже о разветвленной сети концертных организаций. Однако далеко не для всех было очевидно, что система обучения в консерватории, механически перенесенная из Германии, где она успела уже обрасти мхом филистерства, не отвечает требованиям молодой национальной культуры и не будет способствовать ее творческому росту.
Балакиревцы хорошо понимали это. Ими владело здоровое стремление «очиститься от рутинных элементов», столь пагубных для воспитания и образования консерваторской молодежи. И они сделали все, что было тогда в их возможностях: организовали первую в России Бесплатную музыкальную школу массового типа (с «отделом пропаганды» при ней — симфоническими концертами) и... подвергли жесточайшей критике рутинные основы консерватории (и тут им весьма содействовал Серов). Созданием Бесплатной школы решалась важная часть проблемы музыкального образования, но только часть. Сладить с консерваторией, по понятным причинам, кружок тогда не мог. И все же атаки на консерваторию не прошли бесследно: они подготовили почву для будущих «мирных перемен». Со временем (уже в начале следующего десятилетия), когда творчество композиторов балакиревского содружества завоевало прочное общественное признание, Римский-Корсаков, один из виднейших представителей Могучей кучки, выпестованной кружком, стал и одним из виднейших деятелей консерватории...
Тактика деятельной борьбы балакиревского кружка в шестидесятые годы не свободна была от противоречий и промахов. Но по меньшей мере наивно было бы утверждать, что, критикуя консерваторию и противопоставляя ей Бесплатную музыкальную школу, балакиревцы (а также и Серов) якобы отрицали или недооценивали важность профессионального образования и мастерства и отстаивали просвещенный дилетантизм. Нет! — Балакиревское содружество возвышало значение музыкального воспитания и образования до уровня общенародной, национальной задачи в развитии искусства. Вот что определяло прогрессивную устремленность полемических выступлений кружка и вот чего не мог осознать тогда А. Рубинштейн, глава РМО и консерватории.
Выдающийся артист, энергичный деятель с волевым характером и крупными организаторскими способностями, он, по выражению Б. Асафьева, «безошибочно угадал, что надо воспитывать живые кадры исполнителей и слушателей, создать учреждение, которое постоянно готовило бы смену из поколения в поколение, и был прав, организуя большое дело, концертное и педагогическое». Он ревностно трудился на этом поприще, не щадил ни сил, ни даже самолюбия, добиваясь поддержки «высоких покровителей» в предпринятом деле, и основание первой консерватории, бесспорно, его историческая заслуга. Но как творческий идеолог Рубинштейн был консервативен, и это наложило печать почти трагической двойственности на его деятельность: служа идеям просветительства, она противоречила им.