Глава II. Новое время

Продолжая и обогащая новым жизненным опытом великие традиции Пушкина, Гоголя, Белинского, смело и убежденно выдвигая жгучие вопросы современности, возвышая свой голос в защиту социальной справедливости, гуманности и прогресса, передовая русская литература способствовала бурному пробуждению национального самосознания. Стремление к умственному развитию, образованию и просвещению проникало все более широкие слои общества. Возрастал интерес к родной культуре, к отечественной истории, к отечественной науке, выдвинувшей в пятидесятые и шестидесятые годы большую плеяду ученых мирового значения (об этом говорят славные имена И. Сеченова, Д. Менделеева, И. Мечникова, А. Ковалевского, К. Тимирязева, Н. Пирогова, С. Боткина, Н. Пржевальского, К. Ушинского, Н. Костомарова, А. Щапова и многих других).

Прогрессивные идеи просветительства оказали мощное воздействие и на русское искусство, в развитии которого шестидесятые годы обозначили период «бури и натиска». В знаменитой статье о И. Крамском И. Репин колоритно обрисовал это время. «В начале шестидесятых годов, — писал он, — жизнь русская проснулась от долгой нравственной и умственной спячки, прозрела. Первое, что она хотела сделать, — умыться, очиститься от негодных отбросов, от рутинных элементов, отживших свое время. Во всех сферах и на всех поприщах искали новых, здоровых путей. Молодость и сила свежей русской мысли царила везде, весело, бодро шла вперед и ломала без сожаления все, чгго находила устарелым ненужным. Не могла же эта могучая волна не захватить и русского искусства...». Репин рассказал далее, как эта могучая волна захлестнула и Академию художеств, как, ломая косные, рутинные традиции, росла новая русская школа живописи, как «агитаторствовал Крамской за идею национальности в искусстве» и как в шестидесятые годы появилась на выставках целая серия картин, от которых «веяло свежестью, новизной и, главное, поразительной, реальной правдой и поэзией настоящей русской жизни». Приметы времени!

Стремление реально воплотить в художественных произведениях правду и поэзию настоящей русской жизни проявлялось все с большей силой, все решительнее и смелее; поощряемое примером и крупными достижениями литературы, оно стало одним из главных побудительных мотивов творческих исканий и в музыке, и в живописи, и на театре. Это деятельное стремление — при всем различии субъективных взглядов, вызывавшем и острые споры, и внутренние «конфликты», — объективно сближало талантливых писателей, композиторов, художников, искренно веривших в прогресс национальной русской культуры и связывавших ее развитие с чаяниями народа.

Эстетическое учение Чернышевского, продолжавшего дело, начатое Белинским, явилось теоретической подготовкой широкого движения за реализм, народность, национальную самобытность русского искусства. Революционная ситуация 1859—1861 годов дала мощный толчок этому движению. Эстетические н литературно-критические работы Чернышевского вооружили его боевой теорией. Исключительно важную» роль сыграла его знаменитая диссертация «Эстетические отношения искусства к действительности», опубликованная в 1855 году. Эта страстная проповедь жизненной правды, народности, гуманизма отвечала помыслам и стремлениям передовой художественной интеллигенции и более — служила ей путеводной звездой в творческих поисках, в новаторских начинаниях. Основной эстетический принцип Чернышевского — Прекрасное есть жизнь — звучал для нее боевым кличем. Мысль о том, что искусство призвано не только правдиво воспроизводить характерные явления действительности, но « объяснять их и выносить им приговор, — возвышала общественное назначение и ответственность художника.

Труд Чернышевского пробивал дорогу к жизни сквозь полемический огонь «эстетов» и завихрения «нигилистов» (вспомним «Разрушение эстетики» Писарева). Ниспровергая старых кумиров «искусства для искусства», он открывал новые горизонты искусства для народа, воспитывал мужественных художников — борцов искусства воинствующего реализма, способных отвечать на самые глубокие и животрепещущие вопросы жизни, активно участвовать в преобразовании— «улучшении жизни». Мы ближе коснемся эстетического учения Чернышевского, когда пойдет речь об идейно-творческом развитии Мусоргского. Здесь подчеркнем только, что даже в трудную пору надвинувшейся реакции, на спаде волны освободительного движения, влияние Чернышевского на умы передовых людей русской интеллигенции — в литературе, искусстве, науке — не ослабевало.

← в начало | дальше →