Глава I. Накануне
В ноябре 1858 года появились два Скерцо: фортепианное — cis-moll и оркестровое — B-dur. Обе пьесы упомянуты в автобиографии Мусоргского и в Записке, составленной им для Л. Шестаковой. Их выделяет и В. Стасов — как сочинения «более значительные» (по сравнению с первыми инструментальными опытами) и «очень изящные». В общем это верно, хотя, быть может, эпитет «очень изящные» не вполне соответствует характеру музыки названных пьес.
Фортепианное Скерцо cis-moll (в трехчастной форме с трио) производит впечатление энергического наброска оркестровой картины — это чувствуется и в колоритном сопоставлении чередующихся эпизодов с их тембровыми контрастами, и в самой фактуре пьесы. Композиция носит черты импровизационной эскизности, автор не особенно заботится и об отделке деталей. Скерцо — пьеса, созданная одним порывом вдохновения, и это придает ей обаяние непосредственности, скрашивая недостатки мастерства. Основные темы отличны рельефной выразительностью, и в их изложении сказывается мужественная манера Мусоргского. Музыка дышит свежестью и силой, она увлекает вас, несмотря на закругленные росчерки кадансов и досадную тривиальность проходных пассажей. Особенно интересен средний эпизод первой части Скерцо, с его размашистой русской темой, предвосхищающей образ разбушевавшейся стихии народной в знаменитой Сцене под Кромами («Борис Годунов»; средний раздел хора русской вольницы «Ой, ты сила, силушка, ой, ты сила бедовая...»).
Так, в скромной (и незаслуженно забытой) пьесе девятнадцатилетнего композитора — «сквозь магический кристалл» — различаются очертания будущих замыслов. Раннее творчество Мусоргского — предвестье могучего размаха гениально одаренной натуры.
Авторская дата сочинения cis-moll'ного Скерцо — 25 ноября 1858 года. На несколько дней раньше, 19 ноября, Мусоргский закончил оркестровое Скерцо B-dur (посвящено А. Гуссаковскому). Над ним пришлось упорно трудиться: Балакирев требовал безукоризненной инструментовки и взыскательно редактировал партитуру.
Скерцо B-dur — первое симфоническое произведение Мусоргского, им он и дебютировал перед большой аудиторией. 11 января 1860 года оно было с успехом исполнено в концерте Русского музыкального общества под управлением Ант. Рубинштейна. А. Серов первый приветствовал в печати выступление юного композитора. Вскоре после премьеры он писал: «Еще приятнее было встретить горячее сочувствие публики к русскому композитору М. П. Мусоргскому, дебютировавшему весьма хорошею, к сожалению, только слишком короткою оркестровок) пьесою. — Это скерцо не столько интересно, на мой взгляд, как скерцо Ц. А. Кюи, исполненное в четвертом концерте, но обличает также решительный талант в молодом музыканте, выступающем на авторское поприще. — Замечательно, что этот симфонический отрывок композитора еще неизвестного, рядом с музыкою «знаменитого» маэстро [«Струэнзе» Мейербера], не только не потерял ничего, но очень много выиграл...». В одном лишь Серов оказался неправ: Скерцо Мусоргского гораздо интереснее пьесы Кюи, что, конечно, не умаляет положительных качеств последней.
Сам Кюи не придавал значенья В-dur'ному Скерцо Мусоргского, как и другим его оркестровым произведениям. Он считал, что Мусоргский вообще «неспособен к симфонической музыке, не сопровождаемой словом».
Это ошибочное мнение, ставшее, однако, довольно распространенным, опровергается как раз уже первым симфоническим опытом — его юношеским Скерцо.