Глава II. Гвардейский подпрапорщик

Музыка как «светское развлечение» поощрялась среди воспитанников гвардейской школы. Модесту, не раз выступавшему ранее в домашних концертах перед «большим обществом», сразу же представилась возможность блеснуть своим виртуозным талантом. Его игра, особенно импровизации на фортепиано привлекли общее внимание. Вскоре он удивил своих товарищей и преподавателей изящным сюрпризом.

Одна из его пьес-импровизаций, видимо, очень нравившаяся и часто им исполняемая, была опубликована (у М. Бернарда) под названием «Porte-enseigne Polka» — «Подпрапорщик-полька» — и посвящена тринадцатилетним автором «товарищам по Юнкерской школе». Пьеса была издана отцом Модеста при помощи А. Герке, что отмечено и в Автобиографической записке композитора.

Так в 1852 году появилось первое печатное сочинение Мусоргского, ознаменовавшее, по грустной иронии судьбы, начало его «гвардейской карьеры». Это маленькое музыкальное событие произвело в школе большой эффект (чисто внешний, разумеется) и способствовало, на первых порах во всяком случае, некоторой независимости положения Мусоргского среди «господ корнетов», имевших обыкновение грубо измываться над младшими учениками, особенно новичками. Даровитым воспитанником заинтересовался «сам» директор школы Сутгоф, и Модест нередко бывал приглашаем к нему домой, где музицировал solo, а также и с генеральской дочкой в четыре руки.

Постепенно он все более втягивался в среду и быт гвардейской школы и как «блестящий фортепьянист» должен был стать непременным участником юнкерских вечеров и пирушек. Он много играл, импровизировал, не гнушался аккомпанировать танцам и, вероятно, часто исполнял для товарищей свою «Porte-enseigne Polka».

Долгое время эта пьеса, хоть и напечатанная, считалась безнадежно утраченной. Собственно еще при жизни Мусоргского она была прочно забыта. Однако сам композитор о ней помнил. В 1859 году, уже вступив на стезю творческой деятельности, он решился показать свое первое печатное произведение М. Балакиреву, перед которым тогда благоговел. Ментор кружка беспощадно раскритиковал «Подпрапорщик-польку», что не столько обидело (хотя и обидело), сколько сконфузило Мусоргского. «Я на вас с Цезарем [Кюи] сердит за то, что вы забраковали мою польку,— писал он Балакиреву,— впрочем, она так ничтожна, что об ней нечего думать, польки и вальсы, вообще танцовальные вещи, по моему мнению, музыкальные «пигмеи». Тут (в них), кроме чего-то,— ничего нет».

Через двенадцать лет (в 1871 г.), составляя для Л. Шестаковой (сестры Глинки) список собственных сочинений, Мусоргский вновь вспомнил свою детскую польку: «Первым сочинением,— отметил он,— к прискорбию автора напечатанным у Бернарда в 1852 г., была «Porte-enseigne Polka», посвященная товарищам по Юнкерской школе (автору было 13 лет)». Наконец, в Автобиографической записке, составленной незадолго до смерти, Мусоргский упомянул и польку как «первый труд молодого музыканта, появившийся в печати».

Как бы ни относился Мусоргский к своему раннему композиторскому дебюту, уже то обстоятельство, что на протяжении всей жизни он хранил воспоминание об этой детской польке, обязывало пристально заинтересоваться ею. Но приходилось считаться с печальным фактом: пьеса исчезла. Небольшой (видимо, очень небольшой) тираж бернардовского издания незаметно разошелся, и после смерти композитора не удалось разыскать ни одного экземпляра польки.

В течение шестидесяти лет она фигурировала в биографиях и в перечнях произведений Мусоргского с неизменным примечанием «не сохранилась». Не вошла она и в том фортепианных пьес композитора, изданный (под ред. П. Ламма) в 1939 году. Лишь незадолго до Великой Отечественной войны московскому музыковеду проф. М. Пекелису посчастливилось найти у одного из букинистов случайно сохранившийся печатный экземпляр «Подпрапорщик-польки» Мусоргского. Наконец, в 1947 году, через девяносто пять лет после первого издания, «Porte-enseigne Polka» была опубликована — как «неизвестное произведение Мусоргского» — во втором номере журнала «Советская музыка». Так сложилась судьба первой печатной пьесы композитора.

← в начало | дальше →