Опера «Борис Годунов»

СЮЖЕТ | ИСТОРИЯ | ЗАПИСЬ | КЛАВИР | ДИСКОГРАФИЯ

  • «Борис Годунов»
  • Великое свершение (глава биографического очерка, посвященная опере) →
  • В боях за «Бориса» (глава биографии, посвященная опере) →
  • А. Я. Головин. Портрет Ф. И. Шаляпина в роли Бориса Годунова. 1912 Опера в четырёх актах с прологом; либретто Мусоргского по одноимённой трагедии А. С. Пушкина и "Истории государства Российского" Н. М. Карамзина.

    Первая постановка: Петербург, Мариинский театр, 27 января 1874 года.

    Действующие лица:

    Борис Годунов (баритон или бас), Фёдор и Ксения (меццо-сопрано и сопрано), мамка Ксении (меццо-сопрано), князь Василий Шуйский (тенор), Андрей Щелкалов (баритон), Пимен (бас), Самозванец под именем Григория (тенор), Марина Мнишек (меццо-сопрано), Рангони (бас), Варлаам и Мисаил (бас и тенор), хозяйка корчмы (меццо-сопрано), юродивый (тенор), Никитич, пристав (бас), ближний боярин (тенор), боярин Хрущов (тенор), иезуиты Лавицкий (бас) и Черниковский (бас), бояре, стрельцы, рынды, приставы, паны и пани, сандомирские девушки, калики перехожие, народ московский.

    Действие происходит в Москве в 1598-1605 годах.

    Пролог. Картина первая. Во двор Новодевичьего монастыря согнали народ молить на коленях Бориса Годунова венчаться на царство. Дубинка пристава «вдохновляет» народ «глоток не жалеть». Думный дьяк Андрей Щелкалов взывает к Богу о ниспослании «скорбной Руси утешенья». День подходит к концу. Издали доносится пение калик перехожих. «Божьи люди» направляются в монастырь, раздавая народу ладанки. И они ратуют за избрание Бориса.

    Картина вторая. Собравшийся в Кремле перед Успенским собором народ славит Бориса. А Борисом овладевают зловещие предчувствия. Но полно: никто не должен заметить сомнения царя, — вокруг враги. И царь велит созвать народ на пир — «всех, от бояр до нищего слепца». Славление сливается с колокольным звоном.

    Действие первое. Картина первая. Ночь. Келья в Чудовом монастыре. Свидетель многих событий, старец Пимен пишет летопись. Молодой монах Григорий спит. Доносится пение молитвы. Григорий просыпается. Его тревожит сон, «неотвязный, проклятый сон». Он просит Пимена истолковать его. Сновидение молодого монаха возбуждает в Пимене воспоминания прежних лет. Григорий завидует богатой событиями молодости Пимена. Рассказы о царях, сменявших «свой посох царский, и порфиру, и свой венец роскошный на иноков клобук смиренный», не успокаивают молодого послушника. С замиранием сердца внимает он старцу, повествующему об убийстве царевича Димитрия. Вскользь оброненное замечание, что Григорий с царевичем — ровесники, рождает в его голове честолюбивый план.

    Картина вторая. В корчму на литовской границе вместе с двумя бродягами, беглыми монахами Мисаилом и Варлаамом, приходит Григорий - он пробирается в Литву. Мысль о самозванстве всецело занимает Григория, и он не принимает участия в небольшом пиршестве, которое учинили старцы. Оба они уже сильно навеселе, Варлаам затягивает песню. Тем временем Григорий расспрашивает у хозяйки про дорогу. Из разговора с ней он узнает, что выставлены заставы: кого-то ищут. Но добрая хозяюшка рассказывает Григорию об «окольной» дорожке. Внезапно раздается стук. Легки на помине появляются пристава. В надежде на поживу — старцы собирают милостыню — пристава с «пристрастием» допрашивают Варлаама — кто они да откуда. Извлекается указ о еретике Гришке Отрепьеве. Пристав хочет запугать Варлаама — может быть, тот и есть бежавший из Москвы еретик? Читать указ вызывается Григорий. Дойдя до примет беглеца, он быстро выходит из положения, указывая приметы своего спутника. Пристава бросаются на Варлаама. Увидев, что дело принимает скверный оборот, старец требует дать ему самому прочитать указ. Медленно, по складам произносит он приговор Григорию, но Григорий подготовлен к этому — прыжок за окно, и поминай как звали...

    Действие второе. Царский терем. Царевна Ксения плачет над портретом умершего жениха. Царевич Феодор занят «книгою большого чертежа». Мамка за рукоделием. Шутками-прибаутками и просто сердечным словом она пытается отвлечь царевну от горьких мыслей. На сказку мамки отвечает сказочкой царевич Феодор. Мамка подпевает ему. Они хлопают в ладоши, разыгрывают сказочку. Царь ласково успокаивает царевну, спрашивает Феодора о его занятиях. Вид Московского царства на чертеже вызывает у Бориса тяжкую думу. Во всем — и в бедствиях государства, и в несчастье своей дочери — он видит отмщение за совершенное злодейство — убийство царевича Димитрия. Узнав от Шуйского, хитрого царедворца, о появлении в Литве Самозванца, Борис требует у Шуйского подтверждения гибели царевича. Шуйский коварно расписывает подробности злодейства. Борис не выдерживает пытки: в колеблющихся тенях ему мерещится призрак убитого мальчика.

    Действие третье.Картина первая. В Сандомирском замке Марина - за туалетом. Девушки развлекают ее льстивой песней. Панна Мнишек недовольна: о славных победах Польши хочет слышать она, мечтает честолюбивая Марина о престоле царей московских. Появляется иезуит Рангони. Властью церкви он заклинает Марину опутать любовными сетями Самозванца.

    Картина вторая. Лунной ночью в саду, у фонтана, мечтает о Марине Самозванец. К нему подкрадывается Рангони. Сладкими речами о красоте Марины иезуит выманивает у Самозванца признание в страстной любви к гордой панне. По саду проходит шумная толпа веселых гостей — они предвкушают победу польского войска над войском Борисовым. Самозванец скрывается за деревьями. Появляется Марина. Ласками, капризами и насмешками разжигает она честолюбие Самозванца.

    Василий Суриков. 'Юродивый'. Фрагмент картины 'Боярыня Морозова' 1887 г. Москва, Государственная Третьяковская галерея.Действие четвертое. Картина первая. Перед собором Василия Блаженного народ оживленно обсуждает слухи о приближении войска Самозванца, службу в церкви, предание анафеме Гришки Отрепьева и вечную память, что пропели царевичу Димитрию. Простой народ уверен, что Самозванец и есть настоящий царевич Димитрий, и возмущен кощунством — петь вечную память живому! Вбегает Юродивый, за ним стайка улюлюкающих мальчишек. Юродивый садится на камень, чинит лапоть и поет. Мальчишки обступают его, отнимают копеечку, которой тот только что хвалился. Юродивый плачет. Из собора выходят бояре, они раздают милостыню. Начинается царское шествие. На коленях, протянув руки к царю, молят хлеба изголодавшиеся, оборванные — весь народ, собравшийся на площади. Борис, увидев горюющего Юродивого, останавливается, спрашивает, чем его обидели. Юродивый наивно-дерзко просит царя зарезать обидчиков-мальчишек, как тот зарезал маленького царевича. Борис останавливает стражу, бросившуюся к Юродивому, и просит, чтоб молился за него блаженный. Но нельзя молиться за царя Ирода — «Богородица не велит. Таков и приговор народа.

    Картина вторая. В Грановитой палате Московского Кремля происходит заседание боярской думы. Решается участь Самозванца. Тугодумные бояре жалеют, что без Шуйского «не ладно вышло мненье». А вот и князь Василий. Его рассказ о припадке Бориса вызывает недоверие бояр, но с возгласом «Чур, дитя!» появляется сам царь. Придя в себя, Годунов садится на царское место и обращается к боярам. Шуйский прерывает его предложением выслушать смиренного старца, желающего поведать великую тайну. Это Пимен. Его рассказ о чуде прозрения, связанного с именем убитого царевича, лишает Бориса сил. Чувствуя приближение смерти, он зовет к себе царевича Феодора и дает сыну строгий наказ справедливо править Русью, чтить угодников божьих, беречь сестру, и молит небо о милости к своим детям. Раздается погребальный звон, и близится надгробный вопль — схима, «в монахи царь идет». Борис умирает.

    Картина третья. Лесную прогалину под Кромами заполняет толпа бродяг. Они глумятся над воеводой Годунова, боярином Хрущовым. Тут как тут Варлаам и Мисаил, подстрекающие народ рассказом о казнях и расправах на Руси. На это один приговор у народа — «Смерть, смерть Борису!» Под горячую руку попадаются иезуиты. Появляется Самозванец, народ приветствует его. И хотя иезуиты и воевода освобождены Самозванцем, все уходят за ним на Москву. На камне одиноко сидит лишь Юродивый. Скорбная песнь его предрекает беду, слезы горькие, темень темную, непроглядную.


    К. Коровин 'Борис Годунов. Коронование.' 1934. Эскиз декорации к опере Мусоргского 'Борис Годунов' Имеется с полдюжины версий «Бориса Годунова». Сам Мусоргский оставил две; его друг Н. А. Римский-Корсаков сделал еще две, один вариант оркестровки оперы предложил Д. Д. Шостакович и еще два варианта были сделаны Джоном Гутманом и Каролем Ратгаузом в середине нашего столетия для нью-йоркской Метрополитен-опера. Каждый из этих вариантов дает свое решение проблемы, какие сцены, написанные Мусоргским, включить в контекст оперы, а какие исключить, а также предлагает свою последовательность сцен. Последние две версии, к тому же, отвергают оркестровку Римского-Корсакова и восстанавливают оригинал Мусоргского. Собственно говоря, что касается пересказа содержания оперы, то не имеет большого значения, какой из редакций придерживаться; важно лишь дать представление о всех сценах и эпизодах, написанных автором. Эта драма строится Мусоргским скорее по законам хроники, наподобие шекспировских хроник королей Ричардов и Генрихов, нежели трагедии, в которой одно событие с роковой необходимостью вытекает из другого.

    Тем не менее, чтобы объяснить причины, вызвавшие появление столь большого количества редакций оперы, приведем здесь предисловие Н. А. Римского-Корсакова к его изданию «Бориса Годунова» 1896 года (то есть к его первой редакции):

    «Опера, или народная музыкальная драма, «Борис Годунов», написанная 25 лет тому назад, при первом своем появлении на сцене и в печати вызвала два противоположных мнения в публике. Высокая талантливость сочинителя, проникновение народным духом и духом исторической эпохи, живость сцен и очертания характеров, жизненная правда и в драматизме, и комизме и ярко схваченная бытовая сторона при своеобразии музыкальных замыслов и приемов вызвали восхищение и удивление одной части; непрактичные трудности, обрывочность мелодических фраз, неудобства голосовых партий, жесткость гармонии и модуляций, погрешности голосоведения, слабая инструментовка и слабая вообще техническая сторона произведения, напротив, вызвали бурю насмешек и порицаний — у другой части. Упомянутые технические недостатки заслоняли для одних не только высокие достоинства произведения, но и самую талантливость автора; и наоборот, эти самые недостатки некоторыми возводились чуть ли не в достоинства и заслугу.

    Много времени, прошло с тех пор; опера не давалась на сцене или давалась чрезвычайно редко, публика была не в состоянии проверить установившихся противоположных мнений.

    «Борис Годунов» сочинялся на моих глазах. Никому, как мне, бывшему в тесных дружеских отношениях с Мусоргским, не могли быть столь хорошо известны намерения автора «Бориса» и самый процесс их выполнения.

    Высоко ценя талант Мусоргского и его произведение и почитая его память, я решился приняться за обработку «Бориса Годунова» в техническом отношении и eгo переинструментовку. Я убежден, что моя обработка и инструментовка отнюдь не изменили своеобразного духа произведения и самых замыслов его сочинителя и что обработанная мною опера, тем не менее, всецело принадлежит творчеству Мусоргского, а очищение и упорядочение технической стороны сделает лишь более ясным и доступным для всех ее высокое значение и прекратит всякие нарекания на это произведение.

    При обработке мною сделаны некоторые сокращения ввиду слишком большой длины оперы, заставлявшей еще при жизни автора сокращать ее при исполнении на сцене в моментах слишком существенных.

    Настоящее издание не уничтожает собой первого оригинального издания, и потому произведение Мусоргского продолжает сохраняться в целости в своем первоначальном виде».

    Чтобы легче было ориентироваться в различиях авторских редакций оперы, а также яснее осознавать суть режиссерских решений при современных постановках оперы, мы приводим здесь схематичный план обеих редакций Мусоргского.

    Первая редакция (1870)
    ДЕЙСТВИЕ I
    Картина 1. двор Новодевичьева монастыря; народ просит Бориса Годунова принять царство.
    Картина 2. Московский Кремль; венчание Бориса на царство.
    ДЕЙСТВИЕ II
    Картина 3. Келья Чудова монастыря; сцена Пимена и Григория Отрепьева.
    Картина 4. Корчма на литовской границе; беглый монах Григорий скрывается в Литве, чтобы затем достичь Польши.
    ДЕЙСТВИЕ III
    Картина 5. Царский терем в Кремле; Борис с детьми; боярин Шуйский рассказывает о Самозванце; Борис испытывает муки и угрызения совести.
    ДЕЙСТВИЕ IV
    Картина 6. Площадь у собора Василия Блаженного; Юродивый называет Бориса царем Иродом.
    Картина 7. Заседание Боярской думы; смерть Бориса.
    Вторая редакция (1872)
    ПРОЛОГ
    Картина 1. двор Новодевичьего монастыря; народ просит Бориса Годунова принять царство.
    Картина 2. Московский Кремль; венчание Бориса на царство.
    ДЕЙСТВИЕ I
    Картина 1. Келья Чудова монастыря; сцена Пимена и Григория Отрепьева.
    Картина 2. Корчма на литовской границе; беглый монах Григорий скрывается в Литве, чтобы затем достичь Польши.
    ДЕЙСТВИЕ II
    (На картины не делится)
    Ряд сцен в царском тереме в Кремле.
    ДЕЙСТВИЕ III (ПОЛЬСКОЕ)
    Картина 1. Уборная Марины Мнишек в Сандомирском замке.
    Картина 2. Сцена Марины Мнишек и Самозванца в саду у фонтана.
    ДЕЙСТВИЕ IV Картина 1. Заседание боярской думы; смерть Бориса.
    Картина 2. Народное восстание под Кромами (с эпизодом с Юродивым, заимствованным — частично — из первой редакции).

    А. Майкапар


    ЗАПИСЬ ОПЕРЫ В MP3

    Борис Годунов………………………………………………………Александр Пирогов (бас)
    Ксения, дочь Бориса………………………………………………Елена Кругликова (сопрано)
    Фёдор, сын Бориса…………………………………………………Бронислава Златогорова (меццо-сопрано)
    Мамка Ксении………………………………………………………Евгения Вербицкая (низкое меццо-сопрано)
    Князь Василий Иванович Шуйский………………………………Никандр Ханаев (тенор)
    Андрей Щелкалов, думный дьяк…………………………………И. Богданов (баритон)
    Григорий Отрепьев, он же Самозванец под именем Димитрия…Георгий Нэлепп (тенор)
    Пимен, летописец, монах-отшельник……………………………Максим Михайлов (бас)
    Юродивый……………………………………………………………Иван Козловский (тенор)
    Марина Мнишек, дочь сандомирского воеводы…………………Мария Максакова (сопрано)
    Варлаам, бродяга……………………………………………………Василий Лубенцов (бас)
    Мисаил, бродяга………………………………………………………В. Якушенко (баритон)
    Хозяйка корчмы………………………………………………………Александра Турчина (меццо-сопрано)
    Пристав………………………………………………………………С. Красовский (бас)
    Боярин Хрущёв, Ближний боярин…………………………………А. Перегудов (тенор)
    Голоса из народа:
    Митюха……………………………………………………………И. Сипаев (бас)
    Бабы………………………И. Соколова, М. Кузнецова (меццо-сопрано и сопрано)
    Парень……………………………………………………………Н. Хапов (тенор)

    Хор и оркестр Государственного академического Большого театра. Дирижёр Николай Голованов.
    Запись 1949 года.

    Bitrate: 192 kbps | Общее время звучания: 2.42.11 | Размер: 222 МБ | Формат: mp3

    01. Пролог. Картина 1. Сцена у Новодевичьего монастыря
    02. Пролог. Картина 2. Сцена коронации. 1-й монолог Бориса
    03. Действие I. Сцена в келье. Монолог Пимена
    04. Действие I. Сцена в корчме. Песня Варлаама
    05. Действие II. Сцена в тереме. 2-й монолог Бориса
    06. Сцена с князем Шуйским. Сцена "Часы с курантами"
    07. Действие III ("Польский акт"). Сцена у фонтана
    08. Действие III. Сцена у собора Василия Блаженного
    09. Действие IV. Боярская дума
    10. Действие IV. Рассказ Пимена, смерть Бориса
    11. Действие IV. Сцена под Кромами


    КЛАВИР (редакция Н. А. Римского-Корсакова)

    Действующие лица, оглавление
    Пролог
    I действие
    II действие
    III действие
    IV действие


    ДИСКОГРАФИЯ:

    CD - Philips (авторская редакция). Дирижер Федосеев, Борис (Ведерников), Самозванец (Пьявко), Марина (Архипова), Пимен (Маторин), Варлаам (Эйзен).

    CD - Erato (авторская редакция). Дирижер Ростропович, Борис (Р. Раймонди), Самозванец (Полозов), Марина (Вишневская), Пимен (Плишка), Варлаам (Тезарович).

    CD - Decca (редакция Римского-Корсакова). Дирижер Караян, Борис (Гяуров), Самозванец (Шписс), Марина (Вишневская), Пимен (Тальвела), Варлаам (Дяков).

    "Мелодия" (редакция Римского-Корсакова). Дирижер Голованов, Борис (Рейзен), Самозванец (Нэлепп), Марина (Максакова), Пимен (М. Михайлов).

    Иллюстрации:
    А. Головин. Портрет Федора Шаляпина в роли Бориса Годунова. 1912 г.
    Василий Суриков. "Юродивый". Фрагмент картины "Боярыня Морозова" 1887 г.
    К. Коровин "Борис Годунов. Коронование." 1934. Эскиз декорации к опере Мусоргского "Борис Годунов"