Глава I. Накануне

Тесное общение с друзьями располагало к «умственной работе», к творчески самообразовательному труду — чтению, совместному музицированию (в четыре и в восемь рук), вниканию в партитуры классиков и новейших композиторов, аналитическим и критическим собеседованиям за роялем и т. д. Не пропускались, разумеется, оперные премьеры, наиболее интересные концерты, симфонические и камерные.

В те времена концертная жизнь столицы не отличалась интенсивностью и щедрым разнообразием репертуара. Русская музыка исполнялась редко, от случая к случаю. Не часто демонстрировались и новинки западноевропейских композиторов. Но произведения классиков включались в программы систематически, и это способствовало воспитанию в публике вкуса к серьезной музыке. Тут немаловажную роль сыграли общедоступные Университетские концерты, т. н. «Музыкальные упражнения студентов императорского С.-Петербургского Университета», организовавших весьма неплохой любительский оркестр (под руководством опытного дирижера Карла Шуберта).

Инициатива студенчества оказалась плодотворной. В Университетских концертах, завоевавших большую популярность, принимали участие и крупные артисты. Здесь нередко выступал Ант. Рубинштейн. Выступал и М. (Балакирев. В 1856 году, как уже говорилось, он дебютировал перед университетской аудиторией своим Концертным Allegro fis-moll; в 1359 — там же впервые исполнена была его музыка к «Королю Лиру». Атмосфера энтузиазма, горячей увлеченности искусством царила в студенческих концертах, и среди молодежи, валом валившей на эти концерты, можно было встретить — в разные годы — и будущих композиторов Могучей кучки, и будущих деятелей консерватории.

Балакиревский кружок находился еще в стадии формирования, собирания сил. Но и в ранней его деятельности, внешне почти неприметной, чувствовалось веяние идей нового времени, одухотворявших « стремление к самосовершенствованию, и смелые творческие поиски.

Современность и история, партитуры и книги, концерты и спектакли, замыслы и сочинения составляли обширное содержание нескончаемых бесед и споров. Мы знаем, как увлекало все это Мусоргского и как способствовало его самостоятельному развитию. С 1860 года, помимо частых, но нерегулярных встреч и занятий, устраивались балакиревские «среды» — на этих «собраниях русских композиторов» и близких кружку любителей проигрывались и обсуждались «новые (буде кто сочинит) произведения и вообще хорошие назидательные вещи Бетховена, Глинки, Шумана или Шуберта и проч.».В живом обмене мнениями, выявлявшем художественные вкусы и симпатии членов содружества, затрагивались и большие эстетические проблемы, требовавшие выработки и конкретизации общих взглядов на цели и задачи искусства.

Вопросы содержания и стиля, народности и национальной самобытности русской музыки привлекали особенное внимание кружка. И это понятно — он формировался в обстановке начавшегося подъема общественной жизни, роста национального самосознания, усиливающегося интереса к родной культуре, к отечественной истории, к отечественному искусству. Характерно, что Балакирев во время одной из поездок в Москву — летом 1858 года,— побывав в Кремле, писал: «Тут я почувствовал с гордостью, что я — Русский. — Я в своих немногих произведениях выразил некоторые частички Кремля, именно Кремлевские башни: но теперь вижу, что дело не обойдется без Симфонии в честь Кремля». Не те же ли чувства и мысли, укрепляя национальное сознание композитора, побудили его вскоре (летом 1860 г.) начать собирание и обработку русских народных песен?

Национальная самобытность жизни русского народа, его истории и его культуры глубоко волновала и молодого Мусоргского. Это выразилось, как мы заметили, уже в некоторых ранних опытах композитора — выразилось, быть может, бессознательно, очень наивно, но и очень по-своему.

← в начало | дальше →