Глава I. Накануне

Летом 1859 года Мусоргский впервые посетил Москву. Древняя столица произвела на него большое впечатление. Часами бродил он по городу, примечая типы простого люда, наблюдая быт и нравы «москов-цев», вслушиваясь в их своеобразный говор. С благоговением осматривал Красную площадь, «на которой происходило так много замечательных катавасий», храм Василия Блаженного, Спасские ворота — перед ними он по народному обычаю обнажил голову — и «чудный Кремль», с его теремами и соборами, где вдруг вспомнился ему глинкинский «Иван Сусанин», заставив остановиться перед гробницами царей... От всего этого веяло романтикой народной старины, смутно волновавшей еше с детских лет воображение Мусоргского. И в нем зашевелилось чувство национальной гордости; «...мне становится близким все русское», — писал он Балакиреву, рассказывая о своих московских впечатлениях.

Романтика народной старины сильно действовала на Мусоргского, но — не застилала ему глаза от окружающей действительности, напротив — возбуждала в нем и острый интерес к современности (черта особенная в натуре художника). Его поездки в Москву — летом 1859 и затем в январе 1861 года — были богаты разнообразными наблюдениями, впечатлениями и переживаниями. Здесь он нашел и старых знакомых, и новых друзей, сблизился с кружком студенческой молодежи, где велись бурные дискуссии на самые злободневные темы — и о политике, и о науке, и об искусстве. «По вечерам все ставим на ноги,— писал он,— и историю, и администрацию, и химию, и искусства...». Не забывалась, конечно, и музыка. Мусоргский занят был тогда, по собственному выражению, «серьезным и хорошим делом» — сочинял Andante и Scherzo задуманной им Симфонии D-dur (которая, увы, осталась неосуществленной).

О работе над Симфонией D-dur Мусоргский сообщал Балакиреву 16 января 1861 г. (ПиД, стр. 67): «Скерцо готово, не достает только второго трио, которое сочиняется; Scherzo большое, симфоническое и посвящено (как и вся симфония) товариществу Среды нашего jour fixe» — т. е. балакиревскому кружку, который собирался по средам (позднее по субботам) для прослушивания и обсуждения новых музыкальных сочинений. Мысль о Симфонии D-dur не оставляла Мусоргского и позднее: в марте 1862 г. он занят был сочинением Andante и финального Allegro (см. его письма из села Волок — 11 и 31 марта 1862 г.; ПиД, стр. 76—78). Однако каких-либо зримых следов этой работы не сохранилось.

Бывал в симфонических концертах и сам много музицировал.

В Москве он останавливался у Шиловских. Не только потому, что в их гостеприимном особняке (в Дегтярном переулке) собирались многие представители литературного и музыкально-театрального мира. В ту пору влеченье — «род недуга» — притягивало Мусоргского к обольстительной хозяйке дома, Марье Васильевне Шиловской, даровитой певице, блиставшей в салонах Москвы и Петербурга.

Шиловская (урожд. Вердеревская) Марья Васильевна (1830—1879) была женой богатого московского помещика С. Шиловского. Брала уроки пения у Даргомыжского, проявила большие способности и выдвинулась на артистическом поприще. После смерти С. Шиловского (1870) вышла замуж за А. Бегичева, начальника репертуара московских казенных театров. М. Шиловская, по воспоминаниям близко знавшего ее К. Вальца, «была очень талантливой особой. Артистка-любительница, певица с небольшим, но очень приятным голосом, она умела объединить вокруг себя всю музыкально-литературную Москву» (К. Вальц. Шестыдесят пять лет в театре. Л., 1928, стр. 38). Шиловская-Бегичева занималась и сочинительством. В 1863 г. у Ю. Грессера напечатан был ее романс на стихи Лермонтова «Расстались мы». В семидесятых годах П. Юргенсон издал сборник ее романсов на слова русских поэтов. См. ПиД, стр. 43—44. Образ М. Шиловской (Маша Зеленицкая) воспроизведен в «Итогах жизни» П. Ковалевского («Вестник Европы», 1883).

Он не раз гостил и в ее подмосковном имении Глебове, где, между прочим, содержался собственный хор певчих и устраивались большие домашние концерты, ставились даже сцены из опер с оркестром под управлением небезызвестного капельмейстера К. Лядова. В этом прибежище муз и харит бывал Даргомыжский, учитель и неравнодушный почитатель Шиловской, а позднее здесь же Чайковский работал над своим «Онегиным». Но то были уже другие времена...

← в начало | дальше →