Глава VI. Новое слово правды

Создано было произведение громадной выразительной силы, обозначившее коренную, жизненно важную реформу оперы. Музыкант-драматург, мыслитель и борец объединились в Мусоргском, осуществляя ее. Возникшая на русской почве, непосредственно связанная с передовым, демократическим движением русского искусства, т. е. исконно русская, национальная по содержанию и по характеру, она приобрела значение, выходящее далеко за пределы одной национальной культуры,— значение мировое. Работа над «Борисом Годуновым» проложила путь к «Хованщине» и в перспективе — к «Пугачевщине».

Реформаторская деятельность Мусоргского концентрировала в себе «взрывчатый» мыслительный материал эпохи русского возрождения шестидесятых годов, эпохи революционного подъема общественно-политической и культурной жизни страны. В процессе глубокого освоения этого материала, обнимавшего обширный круг острых, животрепещущих вопросов, он сосредоточил главное внимание на центральной проблеме оперы («высшей формы музыки как искусства», по выражению Чернышевского). Он добивался ее обновления не ради оригинальности, как полагали многие его критики, а ради полного, органичного воплощения правды жизни и жизненной борьбы в народной музыкальной драме.

Идея борьбы, одухотворявшая новаторские замыслы Мусоргского, обнажала социальную природу его творческих преобразований. Осуществлением своих замыслов он должен был ответить на жгучие вопросы современности, волновавшие общество. «Люди растут, следовательно растет и человеческое общество,— писал он; — соответствие требований развитого (по времени) человека с требованиями от него развитого (также по времени) человеческого общества есть искомая гармония, а путь к достижению этой искомой есть ожесточенная борьба, в чем бы она ни проявлялась». Слова эти, высказанные Мусоргским в связи с исторической драмой, непосредственно относились и к родственной проблеме исторической оперы. «Для современного художника, — продолжал он,— отвлечение в идеал собственной задачи этого художника есть только половина, а то и частица труда в смысле творчества... В одной правоте отвлечения своей задачи в идеал, хотя бы создание, при таких условиях, и росло на твердой почве, еще не должно и не может умиротворить бунтующего, пытливого духа истинного художника. Идеал должен воплотиться в духе времени, избранного художником, и обществу людей, нечувствительно для него самого (общества) безболезненно, ненасильственно, художник должен повелеть постигнуть всецело избранное им событие, вдохновиться им...». Обращаясь к истории, к бурным эпохам народных движений, воплощая «дух времени» в правдиво изображаемых событиях прошлого, Мусоргский обнаруживал живые связи с современностью; раскрывая «прошедшее в настоящем», постигая диалектику истории, «бунтующий, пытливый» ум художника стремился проникнуть в будущее; показывая трагизм и стихийную мощь народа, он утверждал идею непобедимости народа — в нем он видел силу, способную сокрушить исконное зло несправедливости, завоевать свободу и счастье.

Эта идея пронизывает драматургию «Бориса» и «Хованщины». Ею прежде всего обусловлена реформа Мусоргского, смелая по мысли, глубокая по значению. Главным действующим лицом, ведущим героем оперы он представил народ, а оперу преобразовал в музыкальную драму жизни и борьбы народа, развернутую в реальной исторической перспективе. Вот что явилось краеугольным камнем, созидательным началом его реформаторской деятельности. Опираясь на глубокое, всестороннее изучение жизни и на конкретный опыт истории, Мусоргский обогатил и по-новому осмыслил содержание оперы, необычайно расширил привычные пределы выразительных возможностей музыкального искусства. В своих операх-драмах он с захватывающей силой и психологической правдой выражения показал народ угнетенный и протестующий, страдающий и мятежный, народ — «великую личность», одушевленную единой свободолюбивой идеей, в постижении которой обнажаются и стихийные порывы неукротимого характера, и внутренние борения большого человеческого сердца. После глинкинского «Сусанина» это было новое слово правды о жизни народа, открывшее и осветившее в его страданиях и в его борьбе прообраз грядущих революционных бурь...

← в начало | дальше →