Глава IV. Трагедия «Хованщины»
...Русь бунтовская, Стеньки-Разиновская, Пугачевская, раскольничья...
Бакунин
— Я вперед хочу смотреть, а не назад,— писал Мусоргский в 1872 году, приступая к работе над «Хованщиной». Этой мыслью освещена концепция народной музыкальной драмы, в которой получили яркое, новаторски смелое развитие творческие принципы, положенные в основу композиции «Бориса Годунова». Напомним, что «Хованщина» складывалась как вторая, самостоятельная по содержанию и значению часть монументальной трилогии о жизни и борьбе русского народа в бурные эпохи XVI—XVIII веков. Первой частью этой трилогии был «Борис Годунов»; третьей ее частью предполагалась «Пугачевщина».
Содержание «Хованщины» охватывает эпоху напряженной борьбы общественных сил на Руси в конце семнадцатого столетия — мятежную эпоху народной смуты, стрелецких бунтов, дворцовых усобиц и религиозных распрей перед самым началом деятельности Петра, когда ломались и рушились вековые устои феодально-боярской старины, когда определялись новые пути российского государства,—
Когда Россия молодая,
В бореньях силы напрягая,
Мужала с гением Петра...
Заговор князей Хованских, «на царство покусившихся», послужил Мусоргскому лишь сюжетным стержнем музыкальной драмы, в которой он с проницательностью гениального художника запечатлел и динамику бурных событий, и реальные характеры героев, и бушеванье политических страстей, и живое ощущение истории — острую конфликтность переломной эпохи, чреватой громадными, решающими переменами в жизни страны.
Сюжет музыкальной драмы, предложенный — в самых общих чертах — Стасовым, Мусоргский разрабатывал самостоятельно, изучая характерные подробности эпохи стрелецких бунтов и (воцарения Петра в исторических исследованиях и первоисточниках, в литературных памятниках и народном творчестве (крестьянский фольклор, старинные раскольничьи напевы и т. д.). Одновременно обдумывалась сценическая композиция «Хованщины», сочинялась музыка.
Новый большой замысел захватил Мусоргского: «...живу ноне в Хованщине, как жил в Борисе, и тот же я Мусорянин, только строже стал к себе после успеха...— писал он,— а народную драму хочется сделать — вот как хочется». И еще: «...знакомлюсь с тою эпохою, как знакомился в «Борисе» с зарождением «смутного времени» в бродягах, т. е. история — моя ночная подруга,— я упиваюсь этим и наслаждаюсь, несмотря на истому и пасмурное утро на службе». Труден и долог был путь к осуществлению замысла. Громадный материал, накапливаемый в процессе работы, не вмещался в рамки оперной композиции. Осмысливая и отбирая главное, жизненно необходимое, Мусоргский неоднократно перестраивал сценарный план и музыку «Хованщины». От многого ранее задуманного (отчасти и сочиненного) ему пришлось отказаться; многое возникало вновь либо требовало углубленного развития. Он гнул материал по воле, упорно добивался органичного единства масштабной драматургии, полноты и правды воплощения борьбы народных масс, человеческих характеров,— раскрывая прошедшее в настоящем.
...В драматических столкновениях старого и нового, сотрясающих патриархальную кондово-домостроевскую Русь, предстает народ «Хованщины», единый и разноликий — крестьянский люд, стрельцы, раскольники... В нем живы преданья и верованья старины. В нем жив и дух Разинской вольницы, подавленной, но не покоренной в крови крестьянской войны 1670—1671 годов. Еще свежа и память о ней — немногим более десяти лет прошло после казни Степана Разина. Многие соратники вольного атамана, уцелевшие от дыбы, рассеялись по стране: часть проникла в стрелецкое войско, иные бежали в окраинные земли, иные ушли в раскол. Горькое бездолье питает в порабощенном народе накипевшую ненависть к угнетателям, к боярской крамоле. И судьбы Родины тревожат его. Так это выражено в стихийной вспышке крестьянской толпы на Красной площади (разрушение будки подьячего) и в сосредоточенно суровом народном раздумье (хоровые сцены первого действия) —
Ох, ты родная матушка Русь,
Нет тебе покоя, нет пути;
Грудью крепко стала ты за нас,
Да тебя ж, родимую, гнетут...