Глава VI. Рубикон

...Пробивая новый путь, чувствуешь удвоенные силы, а когда сила удвоена, то можно работать, и весело работать.
Мусоргский

В сложной и тревожной атмосфере общественной жизни второй половины шестидесятых годов, преодолевая трудности внешние и внутренние, развивалась творческая деятельность композиторов балакиревского содружества. Новые крупные замыслы и новые принципиально значительные произведения предвещали широкий размах этой деятельности, раздвигавшей тесные рамки кружка. В шестьдесят седьмом году Бородин закончил Первую симфонию, первая же проба которой (на оркестровой репетиции — в феврале следующего года) показала яркую национальную, своебытность восходящего таланта. Вскоре начата была Вторая — Богатырская симфония — и уже формировался замысел «Князя Игоря». Римский-Корсаков после «Сербской фантазии» и «Садко» принялся за симфонию-сюиту «Антар», а затем за «Псковитянку». Кюи был близок к завершению «Вильяма Ратклифа» — оперы, на которую возлагались большие надежды. Многого ждали от недавно примкнувшего к кружку одаренного Лодыженского. Сам Балакирев, посреди увлекавшей его организаторской и дирижерской деятельности, подготавливал в эскизах капитальные сочинения — симфоническую поэму «Тамара» и фортепианную фантазию «Исламей».

А Мусоргский, на которого особых надежд тогда не возлагали, после отвергнутой «Ивановой ночи» и серии вокальных пьес и сценок неожиданно повернул к гоголевской «Женитьбе». И никто не мог бы предположить, что этот «опыт жизненной прозы в музыке» на бытовой комедийный сюжет сыграет столь важную роль в осуществлении смелых новаторских намерений Мусоргского, что именно этот, казалось, «курьезный» опыт будет для него последним рубежом перед созданием народной музыкальной драмы. Но многое было необычно в художническом развитии Мусоргского. Летом шестьдесят восьмого года он за один месяц написал первое действие «Женитьбы», а осенью, не продолжая ее, приступил к работе над «Борисом Годуновым», которая была завершена, в предварительной редакции, к концу следующего, шестьдесят девятого года.

Напряженное развертывание творческих сил возвышало роль кружка в русском музыкальном движении, обнажая вместе с тем противоречия и перемены, которыми оно было чревато на исходе памятного десятилетия.

В шестьдесят седьмом году возобновились связи и началось тесное сближение композиторов балакиревского содружества с Даргомыжским, увлеченно сочинявшим свою последнюю оперу — «Каменного гостя» (по драме Пушкина). Автор «Русалки» шел к многообещающей реформе языка и стиля реалистической оперы, и это отвечало художественным устремлениям композиторов «новой русской школы». Тогда же Серов увлеченно трудился над своей, тоже последней оперой — «Вражья сила» (по пьесе Островского), упорно добиваясь органичного претворения принципов реализма в народной музыкальной драме. Пути творческих исканий близко соприкасались. Однако взаимоотношения Серова с кружком предельно обострились. Примирение становилось все более трудным, а творческое взаимодействие все более ощутимым — противоречие, многих сбивавшее с толку...

В ту пору на горизонте русского искусства восходила новая звезда первой величины — Чайковский. Его программно-лирическая симфония «Зимние грезы», овеянная свежим дыханием народной песенности, вызвала живой интерес и в балакиревском кружке. В дружеских встречах завязалось сотрудничество, плодотворное, но, увы, кратковременное. Перемены назревали и в жизнедеятельности кружка. Каждый из соратников вышел на свою, самостоятельную дорогу.

Балакиревское содружество все чаще именовалось теперь Могучей кучкой, причем противники и друзья вкладывали в это выражение прямо противоположный смысл. Инициатива же принадлежала не Стасову, как обычно думают, а Серову. Это он — в одной из своих «устных» полемических бравад — бросил по адресу кружка ироническое прозвище «могучая кучка» (делая акцент на презрительном слове кучка). Стасов же не убоялся поднять это «прозвище», дававшее пищу для острот и насмешек,— как образное выражение творческой силы маленького кружка русских музыкантов. В таком именно смысле он первый печатно назвал балакиревское содружество Могучей кучкой — в одной и своих статей 1867 года. Дальнейшая творческая деятельность композиторов содружества утвердила и закрепила истинный смысл этого выражения, получившего всеобщее признание.

← в начало | дальше →