Глава V. Диалектика души

Чем живее созерцаю внутри себя сущность личности, тем менее умею определить ее словами.
Белинский

Двадцатого января 1864 года Мусоргский был утвержден помощником столоначальника Казарменного отделения в Главном инженерном управлении. Грустная ирония судьбы! Член вольной «коммуны» числился в департаменте коллежским секретарем.

Шесть лет назад Мусоргский решительно отбросил гвардейскую карьеру — служба мешала заниматься любым делом «как мне надо». Теперь он служил скромным чиновником, чтобы... сохранить возможность заниматься «как мне надо». Это не парадокс, а суровая логика целеустремленной натуры художника, упорно следовавшего своим путем. Годы непрестанного самообразовательного труда, годы ученья, творческих поисков и опытов не прошли даром. Он вырос идейно, окреп профессионально, уверился в своих силах. Но нещедрый источник материальных средств быстро иссякал. Хлопоты и тяготы по делам имения угнетали Мусоргского, и он в конце концов отказался от своей доли отцовского «наследства». Оставалось одно — служить. И теперь он спокойно (даже не без юмора) отнесся к этой неприятной необходимости; отчасти ее скрашивала новая жизнь с товарищами в «коммуне», главное же — Мусоргский чувствовал себя теперь творчески увереннее, самостоятельнее, и ему казалось, что служба не нарушит его планов «свободного развития», которого он так жаждал. Никаких иллюзий относительно службы он, конечно, не питал, понимая, что она отнимет немало драгоценного времени, а даст лишь самые необходимые средства к существованию. Мирился с нею, ибо надеялся, что это испытание временное, что именно творчеством он сумеет завоевать право и реальную возможность целиком посвятить себя творчеству. Мусоргский на многое тогда надеялся. Он был молод и хотел жить полною жизнью.

Атмосфера вольного товарищества в «коммуне» его бодрила, активная деятельность балакиревского кружка и Бесплатной музыкальной школы радовала.

Бородин, посреди своих научных трудов и общественно-педагогических дел, писал Es-dur'ную Симфонию. Римский-Корсаков, находившийся в дальнем плавании, успел закончить свою Первую симфонию (es-moll), прислав сочиненное в Англии Andante (на русскую народную тему «Про татарский полон»). Кюи, занятый «Ратклифом», пробовал силы — и успешно — на боевом музыкально-критическом поприще. Деятельность Бесплатной школы расширялась. Концерты школы, в которые Балакирев внес, как говорил Стасов, «свежую струю жизни и новизны», открывали перспективу действенной пропаганды новой русской музыки.

Мусоргский одушевлен был своими творческими замыслами. И у него работа спорилась. Много сил и времени отдавал он «Саламбо». Но, как уже было замечено, не только опера занимала воображение композитора. В годы, когда шла работа над «Саламбо», обдумывались и сочинялись романсы и песни, инструментальные пьесы. Числом их было пока не много. Они являлись неспешной чередой, исподволь раскрывая удивительное многообразие художнических устремлений Мусоргского.

Весною 1864 года, одновременно с сочинением «Саламбо» (третье действие — «Капище Молоха»), Мусоргский написал русскую песню на стихи Кольцова «Дуют ветры, ветры буйные» (28 марта), лирический романс-фантазию «Ночь» на стихи Пушкина (10 апреля) и «этюд в народном стиле» по стихотворению Некрасова «Калистрат» (22 мая). В том же году композитором переложена была для дуэта (меццо-сопрано и баритон) тосканская народная песня «Я в субботу затеплю свечу» («Ogni sabato avrete il lume acceso»).

← в начало | дальше →