Глава II. Новое время

Мужественно защищая Балакирева (и невольно идеализируя его), Стасов бушевал в яростной полемике со «сторонниками ретроградства и консерватизма». Последние не дремали. Один из них, небезызвестный профессор консерватории А. Фаминцын, воспользовавшись резким выступлением Стасова (знаменитая статья «Музыкальные лгуны»), публично обвинил его в клевете. Весною 1870 года затеян был судебный процесс. Суд вынужден был снять со Стасова ложное обвинение в клевете, однако наложил на него взыскание «за брань» (семидневный домашний арест и денежный штраф). Осудить было невозможно, так попытались скомпрометировать.

Ведомство музы Евтерпы, сохранявшее, по выражению Римского-Корсакова, «чиновничье олимпийское спокойствие», могло быть, кажется, довольно: балакиревская оппозиция низвергнута, ее идеолог Стасов наказан, Бесплатная музыкальная школа, как полагали, прекратит свое существование из-за отсутствия средств. О судьбе трех или четырех сочинителей из кружка особенно не задумывались — в данной ситуации они не внушали начальству серьезных опасений.

Но чиновничье олимпийское спокойствие было обманчиво — оно порождалось самодовольным созерцанием поверхности явлений. То, что было предпринято и свершено кружком и его союзниками в шестидесятые годы, не осталось втуне. Творческие силы, вызванные к жизни общественным движением, развивались и крепли в испытаниях борьбы. Не всем дано было выдержать эти испытания — борьба не обходится без неудач и потерь. Но наиболее талантливые и упорные выдержали. Как ни тяжела была утрата Балакирева, как ни велики трудности Бесплатной школы, как ни тягостны переживания друзей, связанные с начавшимся распадом кружка, и как ни яростны нападки противников,— передовое движение русской музыки не остановилось. Оно вступало в новый фазис развития.

Посев был сделан, и требовалось время, чтобы семена дали всходы. С начала шестидесятых годов, когда декларировались реформаторские идеи кружка и в битвах с Русским музыкальным обществом развертывалась просветительская, образовательная и концертная деятельность Бесплатной школы, происходил интенсивный, хотя внешне и мало приметный, процесс произрастания творческих сил. Молодые композиторы, увлеченно трудясь, накапливали опыт и знания, совершенствовали уменье. Демократические начинания кружка в обстановке общественного подьема несомненно послужили им доброй опорой. Несмотря на трудности и промахи, очевидно неизбежные, процесс шел с нарастающей активностью. Уже во второй половине десятилетия, и особенно к его концу (в кризисный для кружка период), стали сказываться разительные результаты, во многом определившие содержание и своеобразный характер дальнейшего развития русской музыки.

Достаточно представить себе хотя бы в самых общих, контурных очертаниях творческую деятельность содружества молодых композиторов в шестидесятые годы, выделяя лишь наиболее характерное, чтоб ощутить ее инициативность и ее размах. В 1861 году Балакирев еще занят был музыкой к шекспировскому «Королю Лиру». В 1862 — под впечатлением известной статьи Герцена «Исполин просыпается» — он написал русскую увертюру «Тысяча лет» (в ней использованы записи народных песен, сделанные композитором в 1860 г., на Волге). В последующие годы им создана была серия превосходных романсов (преимущественно на стихи русских поэтов), опубликован ставший классическим Сборник русских народных песен (1866), сочинена «Чешская увертюра», задумана и начата симфоническая поэма «Тамара», написана «восточная фантазия» для фортепиано «Исламей» (1869). Кюи, после «Кавказского пленника», работал (помимо небольших пьес и романсов) над оперой «Вильям Ратклиф» — по трагедии Гейне (поставлена в 1869 г.); в 1864 году началась деятельность Кюи на музыкально-критическом поприще.

← в начало | дальше →