Глава II. Новое время
С основанием Бесплатной музыкальной школы и симфонических концертов при ней балакиревский кружок получил выход на большую магистраль русской культуры. Его деятельность приобретала широкий размах. Не случайно В. Стасов, называя Бесплатную школу «органом новых русских музыкантов-композиторов, прямых наследников и продолжателей Глинки и Даргомыжского», подчеркивал, что «эти новые музыканты водружали знамя русской национальности в музыке и никогда ему не изменяли... Бесплатная школа, следуя инициативе своих руководителей, выступила провозвестницей и распространительницей русского искусства, русского музыкального творчества».
Пусть не покажется странным, что через четверть века после создания «Ивана Сусанина» и после того, как появились «Руслан и Людмила», «Камаринская», «Русалка»,— композиторы балакиревского содружества должны были «водружать знамя русской национальности в музыке». Передовое русское искусство, зажатое бюрократическими тисками николаевского режима, еще оставалось скованным — сфера его воздействия упорно ограничивалась.
Достаточно припомнить, что в музыкальном театре почти безраздельно господствовала итальянская опера. Великие творения Глинки, в сущности, игнорировались. «Сусанина» — гордость русской музыки — «итальянцы вытеснили с Большого театра на Александринский. Опера эта давалась с полным пренебрежением во всех отношениях,— с горечью писала сестра композитора Л. Шестакова,— и когда давалась? или в табельные дни,— не по музыке, а по имени оперы, или когда почему-нибудь нельзя было давать других опер...». Вторая опера Глинки «Руслан и Людмила», названная Стасовым «многострадальной», одно время была «совершенно изгнана из репертуара». Лучшая опера Даргомыжского «Русалка», поставленная в 1856 году, влачила печальное существование. В репертуаре симфонических концертов русской музыке, творчеству талантливых ее авторов отводилось самое скромное, едва ли не последнее место. Учрежденное в 1859 году Русское музыкальное общество расширило масштабы профессиональной концертной деятельности, но сохранило в ней дух консервативного академизма. Просветительские стремления организаторов Общества весьма умерялись казенно-бюрократической опекой «высоких» покровителей. Дух консерватизма разъедал важные начинания и в деле музыкального образования. Немало труда положило Общество, чтобы открыть — осенью 1862 года — Петербургскую консерваторию, но «почему-то» не привлекло к работе в ней таких выдающихся русских музыкантов, как А. Даргомыжский, А. Серов, М. Балакирев, О. Петров. Для теоретического обучения студентов («дрессировки», по выражению Мусоргского) из-за границы выписан был Н. Заремба, опытный, но сухой и педантичный ремесленник, облеченный профессорским званием. Вся организация учебного процесса консерватории строилась по немецкой методе...
Приведенные примеры — лишь отдельные звенья той цепи фактов, которая ограничивала, сковывала естественное развитие русской музыкальной культуры. Так или иначе, но и на театре, и в концертной деятельности, и даже в молодой консерватории сила старых, косных традиций не была сломлена. Стараниями высокопоставленных (и невысокопоставленных) чиновников официального искусства укоренялось пренебрежение к жизненным запросам отечественной культуры, раболепие перед иностранными авторитетами, подражание западным образцам, далеко не всегда лучшим. Потребовалась длительная, упорная борьба, чтобы водрузить знамя народности и национального прогресса в русской музыке и музыкальной культуре, устранить помехи ее живому, многостороннему развитию, дать полный простор ее творческим силам.
Борьба, стихийно разгоревшаяся в шестидесятые годы и охватывавшая все более широкий круг людей, событий, фактов, имела громадное историческое значение. Ею решался основной жизненный вопрос: как, каким путем пойдет развитие русского музыкального искусства — путем ли заимствования, пересадки и культивирования западноевропейских норм и традиций или самостоятельным, своим путем, продолжая дело, начатое Глинкой, черпая силы в жизни и творчестве народа, критически используя и подчиняя национальным задачам богатейший опыт мировой музыкальной культуры.