Трагедия и величие художника
Работая над «Хованщиной», «Сорочинской ярмаркой» и песнями, Мусоргский одновременно уже мечтал о дальнейшем. Он замышлял третью народную музыкальную драму — о Пугачевском восстании, которая вместе с «Борисом Годуновым» и «Хованщиной» составила бы своеобразную трилогию на темы из русской истории.
Но этой мечте не дано было осуществиться, как не пришлось Мусоргскому закончить «Хованщину» и «Сорочинскую ярмарку».
Последние годы его жизни не богаты событиями. Мусоргский больше не служил. Группа друзей, сложившись, выплачивала ему нечто вроде небольшой пенсии. Он должен был получать ее вплоть до окончания опер. Он много выступал как пианист-аккомпаниатор. Певцы очень ценили его превосходное исполнительское мастерство, легкость чтения с листа, артистичность, и постоянно приглашали его для участия в концертах, чаще всего благотворительных. Особенно много выступал он с Дарьей Михайловной Леоновой, когда-то выдающейся артисткой императорской сцены, ученицей Глинки, занимавшейся теперь концертной деятельностью. Леонова организовала у себя на дому нечто вроде курсов пения, и Мусоргский помогал ей в ее педагогической работе.
В 1879 году он выехал с Леоновой в концертную поездку по Украине и Крыму. Аккомпанируя певице, он выступал и как солист, исполняя на рояле оркестровые отрывки из своих опер и фортепианные пьесы, сочиненные тут же, под впечатлением поездки. Это путешествие, связанное с артистическим успехом и давшее возможность познакомиться с южной природой и новым бытом, было последней встряской, последним живительным событием в жизни Мусоргского.
В феврале 1881 года, на квартире у Леоновой, его настиг первый удар. За ним последовали другие. Ухаживать за больным было некому. Его едва устроили в Николаевский военный госпиталь под видом денщика. Там протекли его последние дни, в течение которых Репин писал с него свой знаменитый портрет. 16 марта 1881 года его не стало. Ему едва исполнилось 42 года.
В свое время Герцен писал о трагической участи, неизменно постигавшей при царизме лучших представителей русской литературы: «Погибают даже те, которых пощадило правительство, — едва успев расцвести, они спешат расстаться с жизнью».
Такая же участь постигла и музыканта Мусоргского — великого правдолюба и человеколюба. Он безвременно погиб, не успев выполнить всего, к чему стремился.
Мировая слава пришла к нему посмертно. Вскоре после его кончины Римский-Корсаков взял на себя великий труд завершения «Хованщины» и приведения в порядок всех оставшихся рукописей покойного. В редакции Римского-Корсакова «Хованщина» впервые и была поставлена. В той же редакции обошли весь мир и другие произведения Мусоргского. Они не только содействовали славе родного музыкального искусства, но оказывали немалое влияние на творчество западноевропейских композиторов. Особенно глубокий интерес вызвало творчество Мусоргского во Франции. Клод Дебюсси принадлежал к числу ревностных поклонников русского композитора. Под влиянием знакомства с произведениями Мусоргского его музыкальный язык обогатился новыми яркими чертами. Влияние Мусоргского сказалось на творчестве чешского композитора Леоша Яначека и многих других. Оперы Мусоргского, поставленные за границей, неизменно потрясали сердца слушателей, особенно когда в ролях Годунова и Досифея выступал гениальный Шаляпин.
Новую жизнь обрело наследие Мусоргского в нашей стране после Великой Октябрьской социалистической революции. Впервые широчайшие народные массы, к которым так стремился душой композитор, получили доступ к величайшим сокровищам искусства. Впервые в истории — это было в Ленинграде, в 1928 году, на сцене Государственного академического театра оперы и балета имени С. М. Кирова — прозвучала полностью, без сокращений, и в оригинальной авторской редакции опера «Борис Годунов». Были восстановлены все ранее не допущенные цензурой к исполнению сцены и фрагменты. Партитура была очищена от правки, внесенной в свое время заботливой рукой Римского-Корсакова, стремившегося сгладить некоторые, казавшиеся в то время чересчур смелыми и необычными обороты и созвучия.
Наследие Мусоргского оказало огромное влияние на творчество советских композиторов. Оно сказалось на сочинениях Дмитрия Шостаковича, Сергея Прокофьева. Глубокий и чуткий знаток музыки Мусоргского, Д. Д. Шостакович создал новые оркестровые редакции «Бориса Годунова» и «Хованщины», бережно сохранив все стилевые особенности оригинала.
Имя Мусоргского бессмертно. Русский народ свято чтит этого великого музыканта и человека.