«Песни и пляски Смерти»

Пока шло одновременное и не очень быстрое сочинение «Хованщины» и «Сорочинской ярмарки», у Мусоргского появлялись и другие замыслы.

Стасов, бывший постоянным советчиком при сочинении «Хованщины», подал однажды мысль сочинить цикл вокальных пьес, объединенных общим сюжетом: смерть является к представителям разных сословий и возрастов. За воплощение этой идеи принялись совместно Мусоргский и Голенищев-Кутузов. Из большого количества первоначально намечавшихся сцен осуществлены были четыре. Они составили цикл, получивший название «Песни и пляски Смерти».

Всю свою любовь к людям, всю силу своего протеста против человеческого горя и страданий вложил Мусоргский в музыку этого цикла. Произведение получило подлинно трагическое звучание.

Полуфантастический образ Смерти стал у Мусоргского воплощением зла на земле, всего того, что мешает человеческому счастью. Смерть является к людям под различными масками, привлекая их к себе обманом и глумясь над ними. Новое выражение получила здесь свойственная композитору трагическая ирония. В «Колыбельной» Смерть приходит якобы для того, чтобы убаюкать, успокоить больное дитя, — и вырывает его из рук матери. В «Серенаде» она является под видом рыцаря у окна мечтающей о счастье молодой девушки и душит ее в своих объятиях. В «Трепаке» она пляшет в глухом заснеженном лесу лихую пляску с заблудившимся крестьянином, дразнит его песней о лете, богатом урожае и — хоронит под снежным покровом. В «Полководце» она празднует свою победу над павшими в бою воинами и торжественно шествует по усеянной мертвецами земле. Пьесы нового цикла — уже не «картинки», не отдельные зарисовки, как это было в более ранних вокальных произведениях композитора. Это — целые драматические сцены с напряженным развитием, с яркой обрисовкой места и обстановки действия. В драматической схватке человека со смертью как будто участвует сама природа.

Настороженная ночная тишина в «Колыбельной», манящие шорохи весенней ночи в «Серенаде» играют важную роль в развитии психологического содержания. «Трепак» и «Полководец» воспринимаются как большие полотна, писанные крупной кистью. В одном из них основой музыкального действия становится картина постепенно разыгрывающейся и вновь утихающей снежной бури, во втором — грозная картина сражения.

«Колыбельная» и «Серенада» носят более интимный, камерный характер. Их содержание связано с событиями из личной жизни отдельных людей. Но «Трепак» и «Полководец» обладают широким социальным смыслом. В «Трепаке» вырисовывается жизненно-правдивый образ старого замученного крестьянина и трагедия всей его жизни. «Долгие тяжкие годы томительной работы, холода и голода, мозолей на руках, несчастья в избе с семейством, и потом — бедное тело, спрятанное под грудами снега, среди вьюги и ветра...» — так определил Стасов смысл этого произведения.

В «Полководце» прозвучала тема, совершенно новая для музыкального искусства того времени: тема протеста против войны и бессмысленного истребления человеческих жизней. Во времена Мусоргского русский царизм вел войну в Средней Азии, на Балканах шла война с турками за освобождение Болгарии. Гибель ни в чем не повинных людей, кровопролития стали еще одним поводом для мучительных переживаний Мусоргского. И со всей силой и страстностью, на которые он был способен, он выразил в заключительном номере своего цикла гнев, боль и возмущение по поводу совершающегося в мире зла. Он вложил эти чувства в могучую мелодию переработанной им польской революционной песни «С дымом пожаров», подчеркнув том самым свободолюбивую идею своего произведения.

← в начало | дальше →


НОТЫ:
Песни и пляски смерти. Вокальный цикл. Слова А. Голенищева-Кутузова
1. Колыбельная
2. Серенада
3. Трепак
4. Полководец

М. П. МУСОРГСКИЙ. "Песни и пляски смерти". Вокальный цикл на слова А. А. Голенищева-Кутузова
Алексей Иванов, баритон. В. Шписс, фортепиано.
1. Колыбельная (1875)
Bitrate: 64 kbps | Время: 0.04.32 | Размер: 2,08 MB | Формат: mp3.
2. Серенада (1875)
Bitrate: 192 kbps | Время: 0.05.54 | Размер: 8,12 MB | Формат: mp3.
3. Трепак (1875)
Bitrate: 192 kbps | Время: 0.04.24 | Размер: 6,04 MB | Формат: mp3.
4. Полководец (1877)
Bitrate: 192 kbps | Время: 0.05.55 | Размер: 8,14 MB | Формат: mp3.