«Хованщина»

Второй стрелецкий бунт — в 1689 году — Софья подготовила сама против шестнадцатилетнего Петра, в характере которого уже проявлялась незаурядная сила. Восстание стрельцов кончилось неудачей: предводители были казнены, а Софья заточена в монастырь.

Третий бунт стрельцов (в 1697—1698 годах) был подавлен, и после массовых казней стрелецкие войска перестали вообще существовать; вместо них Петр создал гвардию.

Эти исторические события, ставшие основой для создания либретто «Хованщины», Мусоргский использовал свободно: он объединил события двух первых бунтов и вплел в драматургическую канву — в полном соответствии с исторической правдой — мотив раскольничьего движения.

Как и в «Борисе», в «Хованщине» главная движущая сила — это народ, представленный на этот раз не голодающим и бунтующим подневольным крестьянством, а уходящими в историческое прошлое стрельцами, староверами-раскольниками (черноризцами) и московским пришлым людом. По-прежнему Мусоргский-демократ видит в стихийном народном движении выражение некоей абсолютной силы; но куда направить ее — не знает ни автор, ни, следовательно, его герои.

Драматургическое развитие в «Хованщине» весьма необычно. По сюжету носитель идеи религиозности — Досифей — кончает жизнь самосожжением, вожак стрельцов — Хованский — заколот наемным убийцей, сторонник компромиссов Голицын сослан в заточенье; и даже любовная линия оканчивается своеобразной «торжествующей» гибелью Марфы вместе с возлюбленным. В конечном счете конфликт уходящего «старого» и наступающего «нового» разрешен Мусоргским соответственно исторической правде. Старый уклад гибнет перед новым. Но одновременно гибнут и все главные герои оперы! Носитель же исторически-позитивного начала, Петр I, не выведен на сцену, и не случайно: симпатии автора на стороне его противников. Недостаточно развит и образ боярина Шакловитого, хотя его проникновенное ариозо в третьем действии «Спит стрелецкое гнездо» содержит настроения, близкие авторской точке зрения («Ах ты, в судьбине злосчастная, родная Русь, кто же, кто тебя, печальную, от беды лихой спасет?»). А кроме Шакловитого, в опере нет действующих лиц, противопоставленных и противодействующих массе стрельцов.

Если в «Борисе Годунове» народная драма развивается параллельно с трагедией преступного царя и обе драматургические линии переплетаются вплоть до кульминационных точек в последнем акте, то в «Хованщине» драма стрельцов, сломленных силой наступающего царя Петра, практически получила развязку в конце третьего действия. Главного же героя как центральной фигуры и яркой индивидуализированной личности, фокусирующей в себе все смысловые линии, в опере нет.

Есть несколько центральных действующих лиц — это Хованский, Досифей, Марфа. Но Хованский — спесивый воевода-крепостник — представлен как отрицательная фигура; любовная трагедия Марфы разворачивается в своей «плоскости» и с исторической проблемой гибели «старого» связана лишь косвенно; Досифей же, подобно Шакловитому сетующий на суровые трудные времена («Приспело время мрака и гибели душевной»), находит выход лишь в самоуничтожении. Поэтому драматургическое развитие в «Хованщине» направлено не по восходящей линии, а скорее по нисходящей.

По общему тону «Хованщина» получилась гораздо мрачнее и безысходнее «Бориса Годунова». Мусоргский назвал оперу «народной музыкальной драмой»; но драматизм достигает здесь уже поистине трагедийной силы.

← в начало | дальше →