Глава V. Зов утраченной юности

Однако Мусоргский вовсе не отказался от изучения украинской народной песенной речи, ее своеобразной интонационной и ладо-ритмической выразительности. Он штудировал фольклорные сборники (Гр. Галагана, А. Едлички, О. Баллиной, А. Рубца); чутко вслушивался в живое звучание украинских думок и песен (в 1875 г. они исполнялись в Петербурге «хором малороссов» под управлением Н. Лысенко, с которым Мусоргский был уже знаком); делал записи народных тем, попевок, речитаций и т. д. Много ценного почерпнул он и в тесном творческом общении с известным оперным актером О. Петровым, знатоком и прекрасным исполнителем украинских песен (он был украинец родом). О. Петров горячо поддерживал идею сочинения «Сорочинской ярмарки», и, вероятно, не без его воздействия Мусоргский в 1876 году вернулся к своему замыслу комической оперы, сочинил несколько эпизодических сцен для нее и показывал их Стасову и Антокольскому. В воображении композитора вырисовывались живые музыкально-сценические образы и характеристики гоголевских персонажей. «Сочинился цыган для «Сорочинской ярмарки»,— сообщал он Л. Шестаковой,— такой, имею Вам доложить, хват и плут этот цыган. Обмечтались кое-какие сценки на ярмарке, то грациозные, то забавные. Мерещится немножко любовная сценка Параси с парубками. А сколько я еще мечтаю сделать!..». Тогда же родилась у него смелая мысль расширить сюжетно-сценическую композицию оперы фантастическим интермеццо «Сонное видение паробка», использовав музыку «Ночи на Лысой горе».

Весною 1877 года Мусоргский составил сценарный план «Сорочинской ярмарки». Летом написал большую часть второго действия — почти все до рассказа о Красной свитке и заключительной сцены. Работа ладилась. «Наслаждение при музыкальном изложении Пушкина (в «Борисе») возрождается при музыкальном изложении Гоголя (в «Сорочинской»),— писал он в августе того же года, и уж ему казалось, что «в сезон, следующий за наступающим», опера будет готова. Однако дело повернулось иначе. И снова тучи заволокли посветлевший горизонт.

Тою же осенью сочиненная музыка второго действия «Сорочинской ярмарки» подверглась жестокой критике со стороны... друзей. На этот раз даже Стасов участвовал во «всеобщих нападках» на Мусоргского, утверждая, что он «сочинил много дряни в «Сороч. ярмарку»6... Мусоргский (только что перенесший очередной приступ нервной лихорадки) был подавлен; однако остался при своем убеждении. «...На первом показывании 2-го действия «Сорочинской»,— писал он,— я убедился в коренном непонимании музыкусами развалившейся «кучки» малорусского комизма: такою стужей повеяло от их взглядов и требований, что «сердце озябло», как говорит протопоп Аввакум. Тем не менее, я приостановился, призадумался и не один раз проверил себя. Отдохнув от этой тяжелой работы над самим собою, принимаюсь продолжать «Сорочинскую». Не может быть, чтобы я был кругом неправ в моих стремлениях, не может быть. Но досадно, что с музыкусами развалившейся «кучки» приходится толковать через «шлагбаум», за которым они остались. Впрочем, малоруссы усердно просят меня поскорее «Сорочинскую» на сцену; почти достоверно, что им моя новинка по сердцу приходится. Как бы там ни было, а я не дремал и подготовил еще изрядных материалов; и так выходит на поверку, что только работай да пиши. Если хочешь на выдержку одно из многих изречений бышереченных музыкусов, вот оно: « в тексте самая обыденная, вседневная проза, ничтожная до смешного, а в музыке все эти люди очень серьезны — какую-то важность придают своим речам». Любопытно, не правда ли? В том-то гоголевский комизм и заключается, что ничтожные для нас интересы чумаков да деревенских торговцев воплощены во всей искренней правде. «Сорочинская» не буффонада, а настоящая комическая опера на почве русской музыки и притом, по нумерации, первая». В ожесточенном споре, разгоревшемся вокруг «Сорочинской ярмарки», Мусоргский упорно отстаивал свой замысел комической оперы. Отвергая привычную условность «буффонады», он выдвигал главной задачей интонационную реальность музыкально-сценического воплощения жизненной правды гоголевского комизма. Как ни странно, но простой и в то же время глубокий замысел не встретил сочувствия. Первое обсуждение написанных сцен «Сорочинской ярмарки» обернулось их осуждением.

← в начало | дальше →