Глава III. Выстраданные годы борьбы

Тема, развернутая в лапидарном вариационном развитии, несет в себе многозначительный подтекст. В ее основу положена мелодия популярной польской революционной песни «С дымом пожаров» («Z dymem pozarow»). Эта чеканная боевая песня, овеянная пафосом борьбы, пронизывает острым внутренним контрастом содержание эпилога. Впечатление ни с чем не сравнимое! В сцене апофеоза победившей смерти — «смертию смерть поправ» — поднимается образ борьбы, извечное начало бытия. Таков глубокий обобщающий смысл эпилога «Песен и плясок смерти». Невольно вспоминаются вещие слова Маркса: «Самая смерть преформирована в живом, и ее форму следовало бы поэтому понять в ее специфической особенности как форму жизни». Мусоргский не мог знать этих слов, но мысль, в них выраженная, была близка его мировоззрению.

Идейно-творческая концепция цикла «Песни и пляски смерти» одухотворена мужественной трагедийностью реализма. Рисуя мрачные картины смерти, Мусоргский раскрывал суровую правду жизни.

В 1867 году, сочиняя музыку к байроновскому «Поражению Сеннахериба» (сюжет до некоторой степени родственный «Полководцу»), Мусоргский трактовал смерть отвлеченно-символически, изображая ее в хоральном облике «ангела мщенья». Опыт жизненной борьбы и творческих исканий развеял эти созерцательно-романтические представления, отголоски юношеской поры. В «Песнях и плясках смерти» от них не осталось следа. Тут, как уже было замечено, смерть выступает персонифицированным действующим лицом трагических сцен человеческих страданий и страстей, ведет свою роль в «колее человеческих чувств». Народно-жанровая характерность сцен придает неповторимую экспрессию интонационной конкретности музыкальной драматургии. Правда действительности, обнажаемая в раковых столкновениях жизни и смерти, содрогает своей трагической реальностью, и элемент фантастики в сюжетном развертывании сцен психологически обостряет ощущение этой страшной реальности. Несказанная выразительность музыки объемлет и картинность действия, и драматизм развития, и скрытую в нем силу образных обобщений.

Цикл «Песни и пляски смерти» создавался Мусоргским в пору тяжелых испытаний. Время положило печать на это трагическое сочинение. И выбор самой темы цикла, конечно, не случаен. Быть может, и Мусоргского, как Л. Толстого, охватывала мучительная мысль, что «правда, которую он любит лучше всего, ужасна», но ничто не могло подавить в нем мужества правды, выраженной страстно, сурово и непоколебимо. Она звучала в его музыке скорбным и гневным вызовом мрачной действительности, она мстила за несправедливость, горе и страдания людей. И эта суровая правда его искусства прекрасна.

Потрясения, пережитые Мусоргским, усугубляли остроту восприятия действительности. Мертвящее дыхание реакции угнетало его. Хищный лик быстро развивавшейся буржуазии был ему ненавистен. «Чорт бы их побрал,— этих биржевиков, разгаданных сфинксов XIX века. Вот на кого наткнулась Русь, мною грешным любимая!..» — писал он с нескрываемой болью Мусоргский видел бедственное положение обманутых и вновь обманутых народных масс, и глухое недовольство существующим порядком, и безуспешность попыток открытого противодействия ему — они подавлялись со зверской жестокостью. Разнузданная стихия произвола, насилия и наживы опустошала человеческие души.

Горький лаконично и точно охарактеризовал то время, заметив: «Естественное и прогрессивное явление — рост капитала в стране — вызвало у нас в 70-х годах нечто вроде умопомешательства, золотой лихорадки: все как-то сразу обезумели и бросились в наживу, эксплоатируя груд людей и богатства страны самым хищническим образом, самыми разорительными приемами». Не один Мусоргский — многие передовые люди России и русской культуры болезненно остро ощущали гибельность этого «вихря хищничества», но многие смирились перед ним как неизбежным злом — оно цинично поощрялось власть имущими и угодливо маскировалось либеральным краснобайством о «благодетельных реформах». Мусоргский не мог смириться, не мог быть равнодушным наблюдателем «игры на обман» в политике, в человеческих отношениях, в искусстве.

← в начало | дальше →