Глава V. Диалектика души

Семь лет назад, еще в пору сочинения музыки к «Эдипу», Мусоргский намеревался писать «полное действие на Лысой горе» — вокально-сценическую композицию (хор, солисты, оркестр) по драме Г. Менгдена «Ведьма». Весною шестьдесят шестого года сложился замысел симфонической картины-фантазии или «Интермедии для оркестра Иванова ночь на Лысой горе». Мусоргский делал наброски, эскизы пьесы, проигрывал музыку друзьям. Но лишь к лету следующего, шестьдесят седьмого года, «плод назрел», и в течение двенадцати дней (12—23 июня) написана была «набело» партитура «Ночи».

Вскоре после окончания работы — в письмах Римскому-Корсакову и Никольскому — Мусоргский довольно подробно изложил план, содержание и характерные особенности своей программно-симфонической композиции, высказав при этом суждения, чрезвычайно важные для понимания его творческого метода.

«23 июня, в канун Иванова дня,— сообщал он Римскому-Корсакову,— написана с божьей помощью «Иванова ночь на Лысой горе» — музыкальная картина с следующим содержанием: 1. Сбор ведьм, их толки и оплетни. 2. Поезд Сатаны. 3. Поганая слава Сатане и 4. Шабаш.— Партитура писана прямо набело без черновых,— начало сделано в 10-х числах июня, а 23-го радость и ликование.— Сочинение посвящено Милию по собственному его требованию и, нечего говорить, с моей личной радостью.— Вы должны себе представить, милый, мое положение с одной чистой партитурой без всяких набросков и тот страх, который я испытывал, препровождая партитуру в переплет.— В моей картине Ваши любимые места вышли в оркестре очень удачно. Кроме того, в общем ходе сочинения сделано много нового, в поганой славе, например, есть кусочек, за который меня Цезарь отправит в Консерваторию. Вот он:

и в h-moll — это ведьмы величают Сатану — как видите наголо—варварски и паскудно.— В шабаше довольно оригинальна перекличка на трели струнных и флейточки в В

следующим гармоническим спором:

и прямо к трели В, кусочек этот повторяется. Забавно g-moll, дающий на B-dur, чередуется с Ges-dur, дающим на b-moll, и все это перерывается ударами полных аккордов fis-moll; — за это меня бы выгнали из Консерватории, в которую меня упрячет Цезарь за ведьмовскую славу.— План и форма сочинения довольно самобытны. Вступление в 2 серии (сбор ведьм); затем тема d-moll с малым развитием (сплетни) связана с поездом Сатаны в B-dur (я ловко избежал маршеобразной гунгарии); тема поезда без развития с ответом в es-moll (забулдыжный характер в es-moll презабавен) заканчивается химической гаммой полным ходом, in motto contrario 8 на D-dur.— За сим h-moll (Слава) по-русски с разработкой, вариациями и полуцерковным quasi trio 9; переход к Шабашу и наконец Шабаш (первая тема d-moll) тоже по-русски вариациями.— В конце Шабаша врывается химическая гамма и фигуры вступления из 2 серий, что производит порядочное впечатление,— Шабаш Вам почти незнаком — он вышел очень сжато и, по-моему, горячо.— Форма разбросанных вариаций и перекличек, думаю, самая подходящая к подобной кутерьме.— Общий характер вещи жаркий, длиннот нет, связи плотны без немецких подходов, что значительно освежает.— Впрочем, сами, даст бог, услышите.

← в начало | дальше →