Глава II. Новое время

Римский-Корсаков, вернувшись из дальнего плавания, дебютировал Первой симфонией (1865); затем последовали Увертюра на русские темы (1866), симфоническая картина «Садко» (эпизод из былины) и Сербская фантазия (1867), Вторая симфония «Антар» (1868), опера «Псковитянка» (по драме Мея; окончена в 1872 г.). Великолепной Первой симфонией (Es-dur, 1867) дебютировал и Бородин, сочетавший композиторскую работу с обширной научной, педагогической и общественной деятельностью. Вслед за исполнением своей Первой симфонии (1869) он принялся за Вторую («Богатырскую») и за большую героико-эпическую оперу «Князь Игорь». В ту пору им написаны были и лучшие его романсы («Спящая княжна», «Песнь темного леса», «Море» и др.).

Большая и трудная дорога, с неожиданными крутыми подъемами, вела Мусоргского к творческим открытиям и завоеваниям: работа над «Эдипом», затем над оперой «Саламбо», симфоническое «Intermezzo in modo classico», музыкальная картина «Иванова ночь на Лысой горе», хор с оркестром «Поражение Сенна-хериба», разнохарактерные песни и романсы, вокальные сцены из народной жизни, новаторски смелый «опыт драматической музыки в прозе» — первый акт «Женитьбы» (по комедии Гоголя), наконец, гениальная опера-драма «Борис Годунов» (1869, предварительная редакция).

Все это было началом громадного развития, исключительно плодотворного и многообразного. В недрах кружка вызревали силы Могучей кучки. И в острый период борьбы, на рубеже семидесятых годов, творческие завоевания молодых композиторов приобретали особую значимость.

В искусстве решают дело не столько декларации прогрессивных идей и новаторских замыслов, сколько талантливые произведения, воплощающие эти идеи и замыслы. Именно творчеством, крупными творческими достижениями подтверждалась и в дальнейшем прочно утверждалась жизненность художественных принципов «новой русской школы», и именно творческие победы способствовали упорному преодолению многих, казалось, непреодолимых трудностей и преград в решении общественно-образовательных задач передового движения русской музыкальной культуры. В 1871 году, как уже отмечалось, двадцатисемилетний Римский-Корсаков был приглашен профессором в Петербургскую консерваторию — без боя он занял теперь один из командных постов в той самой «цитадели», на которую не так давно обрушивались яростные атаки кружка. Событие знаменательное, и значение его общеизвестно. Бесплатная музыкальная школа не зачахла, не закрылась, как надеялись ее противники, преждевременно ликовавшие; благодаря усилиям друзей и общественной поддержке она вышла из кризисного состояния и обновила свою деятельность (в 1874 г. ее возглавил Римский-Корсаков).

Влияние «новой русской школы» неуклонно возрастало вопреки враждебности реакционных кругов и ведомств искусства, и не потому, конечно, что условия стали более благоприятны, напротив — обстановка борьбы усложнялась,— но потому, что мощный размах творческой деятельности выявил новые силы, и сфера их воздействия неуклонно расширялась. Одно за другим являлись на свет выдающиеся, принципиально-значительные произведения русской музыки, в том числе такие, как Первая симфония Бородина, «Псковитянка» Римского-Корсакова, «Борис Годунов» Мусоргского,— завоевывая внимание и признание передовой общественности. Нараставшая сила созидания несла в себе и обновляющую силу преодоления.

Вместе с тем отчетливо вырисовывались своеобразные линии самостоятельного развития молодых композиторов «новой русской школы». Их творческие интересы и устремления раскрывались «веером» — скрепленные общей идейной основой, они распространялись вширь, проникая в разные области жизни, затрагивая обширный круг тем и проблем, соприкасаясь с параллельными течениями русского искусства. И черты индивидуального различия, скрытые в самой общности этих устремлений, выказывались все рельефнее, резче. Кружок распался. Но его историческая роль была выполнена. Из скромного содружества молодых композиторов выросла Могучая кучка.

← в начало | дальше →