Мусоргский — писатель-драматург. Особенности драматургии

Особенно интересно проследить ремарки по разным источникам. Они обнаруживают ту большую внутреннюю работу, которая совершалась в Мусоргском во время сочинения оперы. Психологический облик персонажа, его эмоциональная реакция на происходящее тщательно разрабатывались великим драматургом. Изменения ремарок в разных вариантах либретто отражают поиски наиболее верных, правдивых психологических характеристик. Иногда Мусоргский, уточняя поведение действующего лица, приходит к существенному, коренному изменению эмоционального оттенка. Примечательна в этом отношении «партитура ремарок» в партиях самого Бориса и князя Шуйского. Композитор подчеркивает в различных случаях то мучительные переживания самодержца, то его царственное достоинство. Шуйский рисуется в одних ремарках подобострастным царедворцем, а в их вариантах — торжествующим, издевающимся врагом. Интересно проследить эти разночтения в знаменитой словесной «дуэли» Бориса Годунова и Шуйского в царском тереме.

* * *

«Хованщина» создавалась Мусоргским совсем в иных условиях, чем «Борис Годунов». Растянутость сроков сочинения, как и отсутствие четкого плана оперы, не могли не сказаться на сюжетной стороне и конструктивных качествах произведения. И тем не менее талант Мусоргского-драматурга обнаружился в этой опере едва ли еще не с большей силой, чем в «Борисе».

Содержание «Хованщины», ее драматургия, как отмечалось выше, созданы целиком самим Мусоргским. Сочиняя либретто оперы, композитор располагал только разнообразными историческими источниками. Задача, стоявшая перед ним, была исключительно трудна. Сложность, запутанность обстановки конца XVII столетня порождала много идейных и творческих вопросов. Основной исторический конфликт между старой раскольничье-стрелецкой и новой петровской Русью Мусоргский ясно оттенил в ряде существенных моментов сюжета. Но его особенно привлекало изображение внутренней борьбы допетровских сил и противоречий, раздирающих эти силы. Выбрав из многочисленных исторических фактов такие, которые сохраняли живость и характерность, Мусоргский раскрыл драматизм и колорит эпохи, дал возможность почувствовать основные ее тенденции.

Конфликт между главными персонажами своей народной музыкальной драмы Мусоргский трактует как конфликт между различными общественно-политическими и религиозными течениями. В этом отчетливо видно, насколько ушел вперед гениальный художник по сравнению со своими предшественниками — авторами романтико-историческпх опер. У Мусоргского исторические события — не эффектная декорация для лирической драмы. Общественные группы «Хованщины» — живые, подвижные, действующие силы. Личные столкновения, возникающие по ходу оперы, теснейшим образом сплетаются с групповой социальной или религиозной враждой. Поразительна жизненная сила, реалистическая характерность сценических образов «Хованщины». Проявляется это и в обрисовке отдельных персонажей, и в массовых сценах. Замечательные качества Мусоргского-драматурга ощущаются и при чтении либретто опоры. Изображая религиозно-политическую борьбу, Мусоргский совершенно свободен в «Хованщине» от схематизма и дидактики, нигде не превращает своих героев в «рупор идей», сохраняет полнокровие художественных сценических образов.

В основе «Хованщины», как и «Бориса Годунова»,— темпераментная драматургия Мусоргского, пронизанная яркими контрастами и острыми столкновениями. Применяется она с удивительной изобретательностью и в большом, и в малом, в массовых и в индивидуальных эпизодах. Уже поначалу этот прием приковывает внимание слушателя-зрителя.

← в начало | дальше →