Мусоргский — писатель-драматург. Особенности драматургии

Идея Мусоргского — народная в самом широком понимании этого слова. Роль народа, народной массы в «Борисе» особая. Еще Пушкин придавал в трагедии народу первенствующее значение. В одном из черновиков, составляя перечень действующих лиц, поэт на первом месте ставит народ. И тем не менее роль последнего в драматическом произведении и в опере совершенно различна. Настолько же, насколько различно было представление об историческом значении народа в 20-х и 60-х годах XIX века.

Для Мусоргского не только интересы народа превыше всего, но п судьбы русского общества, Русского государства определяются в конечном счете его отношением к совершающимся событиям. Сколь бы ни была велика роль отдельных выдающихся личностей, ход вещей неумолимо решает народная масса. Раскрывая глубоко трагический образ царя Бориса, Мусоргский ясно показывает, что судьбу волевого, умного правителя вершит народ.

Эта философия истории определила драматургическую основу и сюжетное развитие «Бориса Годунова». Идея оперы кристаллизовалась на протяжении 1868—1872 годов, когда последовательно сочинялись обе ее редакции. Однако, в отличие от многих других произведений, перерабатывавшихся их авторами, «Борис» обладает существенной особенностью: его редакции не заменяют, а существенно дополняют одна другую. Вторая редакция оперы продолжает первую. В ней замысел произведения углубляется и получает логическое завершение. В образе Бориса подчеркнуты и усилены переживания царя-преступника. Но что особенно существенно — в цепи народных сцен здесь возникает последнее, исключительно важное звено.

В этом отношении решающего значения не имеет, какой практически облик приняла при жизни Мусоргского опера на театре, какие сцены автор ввел, а какие исключил при постановке. Сокращения вызывались разными причинами: и разросшимися размерами произведения, и цензурными требованиями, и отсталостью вкусов дирекции театров. Композитор хотя бы в таком виде желал услышать свое детище на сцене.

Характерно, что на титульном листе авторского издания клавира «Бориса Годунова» 1874 года сказано: «Полное переложение для фортепиано с пением со включением сцен, не предполагаемых к постановке на сцене».

Важно то, что отклонение первой редакции оперы Оперным комитетом послужило толчком для дальнейшего развития народной идеи произведения. В глазах Мусоргского динамика эпохи крестьянских восстаний начала XVII века определялась ростом активности народных масс. И общий композиционный план «Бориса Годунова» построен по линии возрастания этой активности. Ключевые места в опере заняты народными сценами. Это — Новодевичий монастырь, Василий Блаженный и Кромы. Народ безучастный, забитый, народ исстрадавшийся, в котором отчаяние родит чувства протеста, пока скрытого сопротивления, и народ разогнувший спину и обнаруживший огромную стихийную силу.

История создания оперы вскрывает одно любопытное обстоятельство: Оперный комитет, забраковав первую редакцию «Бориса», ссылался на обилие хоровых сцен как на основной недостаток произведения. В ответ на эту претензию композитор исключил картину у Василия Блаженного, но... написал еще более мощную и развитую народно-хоровую сцену под Кромами. Таким образом, объем и удельный вес хорового начала в опере не только не уменьшился, но заметно возрос. В драматургическом же отношении изъятым оказался хоть и важный, но промежуточный момент накопления недовольства в народе. Заменила его кульминационная сцена взбунтовавшегося народа. Таким образом, Мусоргский сопоставил во второй редакции оперы две крайние фазы состояния народных масс, расположив их в начале и конце произведения. Это усилило остроту контраста, хотя и ослабило последовательность развития народной драмы как таковой.

← в начало | дальше →